Популярные методики для диагностики агрессивности Басса-Дарки и других авторов


Методика Басса Дарки для диагностики агрессивности

В процессе своей жизнедеятельности человек строит межличностные и профессиональные взаимоотношения, интегрируется в социум, однако не всем это дается одинаково легко.

Одна из причин, которая приводит к сложностям во взаимоотношениях — повышенная агрессия.

Как выявить склонность человека к агрессии? Какие методики для этого используются и в чем еще заключается необходимость их применения?

Общие сведения


Общие сведения о системе

Методики на выявление агрессии — что это и для чего они используются?

Слово «агрессия» происходит от латинского «agressio», что дословно переводится, как «приступ», «нападение».

Означает этот термин деструктивное поведение человека, которое нарушает нормы общественной морали и приносит психологический дискомфорт, а в некоторых случаях и физический ущерб объекту, который был подвержен агрессии.

Для взрослого человека склонность к агрессивному поведению может быть причиной, не позволяющей выстроить нормальные, доверительные отношения в профессиональном коллективе, что значительно снизит его потенциал успешной деятельности.

Также такое поведение может ухудшить его межличностные отношения в самой малой ячейке общества — в семье, излишняя агрессия может стать причиной психологического, а иногда и физического травмирования детей.

Очень часто излишняя неконтролируемая агрессивность приводит и к нарушению закона.

Однако наиболее остро вопрос агрессивности стоит в подростковом возрасте, в период становления личности, когда обостряются черты характера, часто выходя на уровень, граничащий с нарушениями работы психики.

Общие сведения о диагностике

Около 10-15 % подростков оказываются неприспособленными к взаимодействию с обществом, причем большинство из них проявляют склонность к агрессивному поведению.

Проявление агрессии у подростков может заключаться не только в физическом насилии, невербальном или вербальном выражении к другому человеку, но и распространяться на невоодушевленные предметы, а также проявляться и по отношению к самому себе — такое явление называют аутоагрессией.

Ее последствием может быть большое количество психологических проблем в более зрелом возрасте.

Формирование агрессии происходит в детском и подростковом возрасте. Поэтому именно в это время существует острая необходимость выявления склонности к агрессивности для последующей коррекции поведения подростка.

Для этой цели используются различные методики, в основе которых лежат следующие подходы к агрессии:

  1. Нормативный подход. Заключается в противопоставлении поведения определенного человека нормам общественной морали. При этом поведение признается агрессивным, если оно отвечает двум следующим тезисам: объекту агрессии был причинен ущерб; поведение агрессора нарушало общественные нормы.
  2. Общие сведения о подходах

  3. Глубинный психологический подход. Рассматривает агрессию, как инстинктивное проявление по аналогии с другими высшими животными, «инстинкт смерти», также часто отмечается связь агрессии и сексуального поведения.
  4. Целевой подход. Определяет агрессию, как необходимую для самоутверждения, выживания и доминирования функцию. Согласно этой точке зрения, данная черта играет ведущую роль для охвата индивидуумом необходимых для его жизнедеятельности ресурсов.
  5. Результативный подход. В данном случае агрессивность рассматривается с точки зрения нанесенного жертве ущерба, то есть определяется, исходя из результатов агрессивного поведения.
  6. Оценка намерений агрессора. Агрессивное поведение оценивается, исходя из намерения и мотивов агрессора причинить вред объекту, который, со своей стороны, не желает подобного обращения с собой.
  7. Эмоциональный подход. В основе этого подхода акцент внимания приходится на агрессивные чувства и связанные с ними действия.
  8. Недифференцированный подход. Определяет агрессивность, исходя из отдельных психологических теорий. Например, с точки зрения бихевиоризма это — рефлекс, реакция на внешний раздражитель, вызывающий дискомфорт.

    Когнитивная психология рассматривает агрессию, как результат обучения, при котором индивидуум выбирает для себя наиболее правильную, с точки зрения предыдущего опыта, линию поведения.

  9. Многоаспектный подход. Затрагивает несколько или все вышеперечисленные подходы, рассматривая агрессию, как сложное проявление поведения, включающее в себя множество аспектов.

Общие сведения о способах

Разработанные методики помогают определить общий уровень агрессивности человека, а также выявить тенденции к отклонениям в эмоционально-аффективной сфере.

Они могут представлять собой опросники, проективные задания, интервью или какую-либо другую форму, предназначаться для взрослых или детей, уделять особое внимание проявлениям агрессии или лежащей в ее основе мотивации.

к содержанию ↑

Методы психологической диагностики агрессии у детей и взрослых

Несуществующее животное

Проективный тест, позволяющий выявить у ребенка тенденции к агрессии. Ребенку предлагается нарисовать любое несуществующее животное и назвать его.

За основу интерпретации берутся психомоторные закономерности, их отношения к пространству и представление, что каждая мысль имеет тенденцию превращаться в осознанное или неосознанное движение.

В процессе рисования определяют направленность движений — взмахи, выпрямление, подъемы, падения. Также оценивают расположение рисунка в пространстве и связывают его с временными переживаниями, где прошлое соответствует левому краю листа, будущее — правому, настоящее — середине.

Напряжение мышц рук и ног при рисовании может говорить о подсознательном желании защитить себя, уйти от агрессии.

к содержанию ↑

Дом, дерево, человек

Дом, дерево, человек - тест

Ребенку предлагается нарисовать мягким простым карандашом (именно в случае использования мягкого карандаша легче определить силу нажима на него при рисовании) дом, дерево и человека на отдельных листах или одном сложенном листе бумаги.

Интерпретация теста представляет собой оценку самих рисунков, где их детализация говорят о заинтересованности ребенка в разных аспектах жизнедеятельности, пропорции — о важности, значимости тех или иных вещей для ребенка, а перспектива — об отношении ребенка к его окружению.

Затем проводится беседа с ребенком, в процессе которой он рассказывает о своем рисунке — при этом считается, что его свободные высказывания соответствуют представлениям и жизненной позиции.

к содержанию ↑

Методика А. Басса и А. Дарки

Была разработана в 1957 году вышеназванными американскими психологами. Авторы проводили разграничение между агрессией и враждебностью.

Враждебность — это непроявленная реакция на раздражитель, который вызвал дискомфорт, негативную психологическую реакцию.

Агрессия — ответные действия человека на вызвавший негатив раздражитель.

При этом выделается враждебность двух видов — подозрительность и обида, а также пять видов агрессии — физическая, вербальная, косвенная, раздражения и негатив.

Методика А. Басса и А. Дарки: описание

Опросник составлен так, что каждый вопрос соответствует какому-либо одному виду агрессии, а его формулировка специально произведена так, чтобы ослабить сопротивление тестируемого проявлению агрессии.

Достигалось это следующими методами:

  1. Предполагается, что агрессия уже была произведена и спрашивалось о предпочтительной форме ее проявления.
  2. Формулировка предусматривает оправдание для агрессивного поведения.
  3. Используются вызывающие одобрение высказывание — например, «Я не выполню просьбу, если меня не попросят по-хорошему».

Всего в опроснике А. Басса и А. Дарки 75 суждений, с которыми опрашиваемый может согласиться, ответив «да» или не согласиться ответом «нет».

Инструкция представляет собой расшифровку ответов в соответствии с 8 шкалами проявления агрессии:

  1. Физическая — применение физической силы в агрессивном состоянии.
  2. Косвенная — взрывы ярости, которая не имеет определенной направленности, злые шутки.
  3. Склонность к раздражению — вспыльчивость, проявления грубости по незначительным поводам.
  4. Методика А. Басса и А. Дарки - что это?

  5. Негативизм — преимущественно оппозиционное поведение, особенно по отношению к авторитетам или руководителям, устоявшимся нормам и законам.
  6. Обида — ненависть к окружающим людям, обусловленная реальными или надуманными страданиями, которые они причиняют.
  7. Подозрительность — убежденность в том, что окружающие желают причинить вред или несут какую-либо иную угрозу для человека.
  8. Вербальная агрессия — представляет собой вербальное проявление негативных чувств в виде крика, ругательств.
  9. Чувство вины — предполагает убежденность человека в том, что он — плохой. Данная форма говорит об угрызениях совести.

Для каждой шкалы тестируемый набирает определенной количество баллов.

При этом суммирование первой, второй и седьмой шкалы говорит об общем уровне агрессивных проявлений человека, первой, третьей и седьмой — об мотивации к агрессивному поведению, а пятой и шестой — об уровне враждебности человека.

Опросник агрессивности Басса-Дарки.

к содержанию ↑

Методика Ассингера

Данная методика позволяет оценить уровень агрессии при профессиональном общении и межличностных отношениях.

Методика Ассингера: описание

Тест представляет собой двадцать вопросов, описывающих, в основном, различные конфликтные ситуации, с тремя вариантами ответов, при этом каждому ответу соответствует определенное количество баллов — от 1 до 3.

По итогам тестирования набранные очки суммируются, после чего определяется соответствие тестируемого одному из трех уровней агрессивности:

  • 36-44 баллов — человек умеренно агрессивен. В конфликтных ситуациях способен защитить свои честь и достоинство, что соответствует норме;
  • 45 и больше баллов — человек склонен к повышенной агрессивности, может быть жесток по отношению к окружающим. Соответственно, окружающие также могут проявлять к нему негативную ответную реакцию;
  • 35 и менее баллов — человек излишне миролюбив и может пожертвовать своими интересами, если это поможет избежать конфликта.

Также рассматриваются крайние проявления агрессивности и ухода от конфликта.

Если по семи и более ответам в опроснике человек набрал по 3 балла — это свидетельствует о чрезмерной вспыльчивости, низком аффективном пороге, а набранные по семи и более ответам 1 балл говорит о том, что человек замкнут, и предпочитает сдерживать негативные чувства, не показывая их на людях.

Методика диагностики агрессивности Ассингера — тест.

к содержанию ↑

Личностные шкалы ориентации гнева

Личностные шкалы ориентации гнева: понятие

Разработана в 1985 году.

Методика характеризует агрессию по двум шакалам — одна показывает на склонность к проявлению гнева и формам его выражения, вторая — на подавление гнева.

Взаимное корреляция этих двух шкал позволяет определить общий уровень агрессии и ее направленность.

Наибольшее распространение получили такие методики для выявления агрессии, как методика Ассингера и Басса — Дарки.

Они позволяют получить наиболее конкретные данные об уровне агрессии человека, в то время как остальные методы используются чаще, как вторичные и нуждаются в дополнительном тестировании.

Психологический тест «Насколько вы агрессивны?»:






Наша интересная группа Вконтакте:


Понравилась статья? Следите за обновлениями сайта В Контакте или Твиттере. Подпишитесь на свежие материалы по E-Mail:


Автор статьи - Тришкина Светлана Николаевна. Есть вопрос? Спросите в комментариях к статье.

Добавить комментарий