В процессе своей жизнедеятельности человек строит межличностные и профессиональные взаимоотношения, интегрируется в социум, однако не всем это дается одинаково легко.
Одна из причин, которая приводит к сложностям во взаимоотношениях — повышенная агрессия.
Как выявить склонность человека к агрессии? Какие методики для этого используются и в чем еще заключается необходимость их применения?
Как стать добрее и спокойнее? Советы психологов помогут вам.
Оглавление
Общие сведения
Методики на выявление агрессии — что это и для чего они используются?
Слово «агрессия» происходит от латинского «agressio», что дословно переводится, как «приступ», «нападение».
Означает этот термин деструктивное поведение человека, которое нарушает нормы общественной морали и приносит психологический дискомфорт, а в некоторых случаях и физический ущерб объекту, который был подвержен агрессии.
Для взрослого человека склонность к агрессивному поведению может быть причиной, не позволяющей выстроить нормальные, доверительные отношения в профессиональном коллективе, что значительно снизит его потенциал успешной деятельности.
Также такое поведение может ухудшить его межличностные отношения в самой малой ячейке общества — в семье, излишняя агрессия может стать причиной психологического, а иногда и физического травмирования детей.
Очень часто излишняя неконтролируемая агрессивность приводит и к нарушению закона.
Однако наиболее остро вопрос агрессивности стоит в подростковом возрасте, в период становления личности, когда обостряются черты характера, часто выходя на уровень, граничащий с нарушениями работы психики.
Около 10-15 % подростков оказываются неприспособленными к взаимодействию с обществом, причем большинство из них проявляют склонность к агрессивному поведению.
Проявление агрессии у подростков может заключаться не только в физическом насилии, невербальном или вербальном выражении к другому человеку, но и распространяться на невоодушевленные предметы, а также проявляться и по отношению к самому себе — такое явление называют аутоагрессией.
Ее последствием может быть большое количество психологических проблем в более зрелом возрасте.
Формирование агрессии происходит в детском и подростковом возрасте. Поэтому именно в это время существует острая необходимость выявления склонности к агрессивности для последующей коррекции поведения подростка.
Для этой цели используются различные методики, в основе которых лежат следующие подходы к агрессии:
- Нормативный подход. Заключается в противопоставлении поведения определенного человека нормам общественной морали. При этом поведение признается агрессивным, если оно отвечает двум следующим тезисам: объекту агрессии был причинен ущерб; поведение агрессора нарушало общественные нормы.
- Глубинный психологический подход. Рассматривает агрессию, как инстинктивное проявление по аналогии с другими высшими животными, «инстинкт смерти», также часто отмечается связь агрессии и сексуального поведения.
- Целевой подход. Определяет агрессию, как необходимую для самоутверждения, выживания и доминирования функцию. Согласно этой точке зрения, данная черта играет ведущую роль для охвата индивидуумом необходимых для его жизнедеятельности ресурсов.
- Результативный подход. В данном случае агрессивность рассматривается с точки зрения нанесенного жертве ущерба, то есть определяется, исходя из результатов агрессивного поведения.
- Оценка намерений агрессора. Агрессивное поведение оценивается, исходя из намерения и мотивов агрессора причинить вред объекту, который, со своей стороны, не желает подобного обращения с собой.
- Эмоциональный подход. В основе этого подхода акцент внимания приходится на агрессивные чувства и связанные с ними действия.
- Недифференцированный подход. Определяет агрессивность, исходя из отдельных психологических теорий. Например, с точки зрения бихевиоризма это — рефлекс, реакция на внешний раздражитель, вызывающий дискомфорт.
Когнитивная психология рассматривает агрессию, как результат обучения, при котором индивидуум выбирает для себя наиболее правильную, с точки зрения предыдущего опыта, линию поведения.
- Многоаспектный подход. Затрагивает несколько или все вышеперечисленные подходы, рассматривая агрессию, как сложное проявление поведения, включающее в себя множество аспектов.
Разработанные методики помогают определить общий уровень агрессивности человека, а также выявить тенденции к отклонениям в эмоционально-аффективной сфере.
Они могут представлять собой опросники, проективные задания, интервью или какую-либо другую форму, предназначаться для взрослых или детей, уделять особое внимание проявлениям агрессии или лежащей в ее основе мотивации.
Методы психологической диагностики агрессии у детей и взрослых
Несуществующее животное
Проективный тест, позволяющий выявить у ребенка тенденции к агрессии. Ребенку предлагается нарисовать любое несуществующее животное и назвать его.
За основу интерпретации берутся психомоторные закономерности, их отношения к пространству и представление, что каждая мысль имеет тенденцию превращаться в осознанное или неосознанное движение.
В процессе рисования определяют направленность движений — взмахи, выпрямление, подъемы, падения. Также оценивают расположение рисунка в пространстве и связывают его с временными переживаниями, где прошлое соответствует левому краю листа, будущее — правому, настоящее — середине.
Напряжение мышц рук и ног при рисовании может говорить о подсознательном желании защитить себя, уйти от агрессии.
Дом, дерево, человек
Ребенку предлагается нарисовать мягким простым карандашом (именно в случае использования мягкого карандаша легче определить силу нажима на него при рисовании) дом, дерево и человека на отдельных листах или одном сложенном листе бумаги.
Интерпретация теста представляет собой оценку самих рисунков, где их детализация говорят о заинтересованности ребенка в разных аспектах жизнедеятельности, пропорции — о важности, значимости тех или иных вещей для ребенка, а перспектива — об отношении ребенка к его окружению.
Затем проводится беседа с ребенком, в процессе которой он рассказывает о своем рисунке — при этом считается, что его свободные высказывания соответствуют представлениям и жизненной позиции.
Методика А. Басса и А. Дарки
Была разработана в 1957 году вышеназванными американскими психологами. Авторы проводили разграничение между агрессией и враждебностью.
Враждебность — это непроявленная реакция на раздражитель, который вызвал дискомфорт, негативную психологическую реакцию.
Агрессия — ответные действия человека на вызвавший негатив раздражитель.
При этом выделается враждебность двух видов — подозрительность и обида, а также пять видов агрессии — физическая, вербальная, косвенная, раздражения и негатив.
Опросник составлен так, что каждый вопрос соответствует какому-либо одному виду агрессии, а его формулировка специально произведена так, чтобы ослабить сопротивление тестируемого проявлению агрессии.
Достигалось это следующими методами:
- Предполагается, что агрессия уже была произведена и спрашивалось о предпочтительной форме ее проявления.
- Формулировка предусматривает оправдание для агрессивного поведения.
- Используются вызывающие одобрение высказывание — например, «Я не выполню просьбу, если меня не попросят по-хорошему».
Всего в опроснике А. Басса и А. Дарки 75 суждений, с которыми опрашиваемый может согласиться, ответив «да» или не согласиться ответом «нет».
Инструкция представляет собой расшифровку ответов в соответствии с 8 шкалами проявления агрессии:
- Физическая — применение физической силы в агрессивном состоянии.
- Косвенная — взрывы ярости, которая не имеет определенной направленности, злые шутки.
- Склонность к раздражению — вспыльчивость, проявления грубости по незначительным поводам.
- Негативизм — преимущественно оппозиционное поведение, особенно по отношению к авторитетам или руководителям, устоявшимся нормам и законам.
- Обида — ненависть к окружающим людям, обусловленная реальными или надуманными страданиями, которые они причиняют.
- Подозрительность — убежденность в том, что окружающие желают причинить вред или несут какую-либо иную угрозу для человека.
- Вербальная агрессия — представляет собой вербальное проявление негативных чувств в виде крика, ругательств.
- Чувство вины — предполагает убежденность человека в том, что он — плохой. Данная форма говорит об угрызениях совести.
Для каждой шкалы тестируемый набирает определенной количество баллов.
При этом суммирование первой, второй и седьмой шкалы говорит об общем уровне агрессивных проявлений человека, первой, третьей и седьмой — об мотивации к агрессивному поведению, а пятой и шестой — об уровне враждебности человека.
Опросник агрессивности Басса-Дарки.
Методика Ассингера
Данная методика позволяет оценить уровень агрессии при профессиональном общении и межличностных отношениях.
Тест представляет собой двадцать вопросов, описывающих, в основном, различные конфликтные ситуации, с тремя вариантами ответов, при этом каждому ответу соответствует определенное количество баллов — от 1 до 3.
По итогам тестирования набранные очки суммируются, после чего определяется соответствие тестируемого одному из трех уровней агрессивности:
- 36-44 баллов — человек умеренно агрессивен. В конфликтных ситуациях способен защитить свои честь и достоинство, что соответствует норме;
- 45 и больше баллов — человек склонен к повышенной агрессивности, может быть жесток по отношению к окружающим. Соответственно, окружающие также могут проявлять к нему негативную ответную реакцию;
- 35 и менее баллов — человек излишне миролюбив и может пожертвовать своими интересами, если это поможет избежать конфликта.
Также рассматриваются крайние проявления агрессивности и ухода от конфликта.
Если по семи и более ответам в опроснике человек набрал по 3 балла — это свидетельствует о чрезмерной вспыльчивости, низком аффективном пороге, а набранные по семи и более ответам 1 балл говорит о том, что человек замкнут, и предпочитает сдерживать негативные чувства, не показывая их на людях.
Методика диагностики агрессивности Ассингера — тест.
Личностные шкалы ориентации гнева
Разработана в 1985 году.
Методика характеризует агрессию по двум шакалам — одна показывает на склонность к проявлению гнева и формам его выражения, вторая — на подавление гнева.
Взаимное корреляция этих двух шкал позволяет определить общий уровень агрессии и ее направленность.
Наибольшее распространение получили такие методики для выявления агрессии, как методика Ассингера и Басса — Дарки.
Они позволяют получить наиболее конкретные данные об уровне агрессии человека, в то время как остальные методы используются чаще, как вторичные и нуждаются в дополнительном тестировании.
Психологический тест «Насколько вы агрессивны?»: