Проблеме депривации придается большое значение в психологии.
Подобное состояние приводит к ряду негативных проявлений в поведении детей.
Каковы последствия гипоопеки родителей? Узнайте об этом из нашей статьи.
Оглавление
Суть понятия
Под депривацией понимается частичное или полное отсутствие возможности удовлетворять существующие психофизиологические или социальные потребности.
Подобный термин получил широкое распространение в середине 20 века, когда после окончания Второй мировой войны осталось огромное количество детей-сирот.
Ученые заметили, что лишенные материнской ласки и заботы дети демонстрируют серьезное отставание в физиологическом, интеллектуальном, психологическом развитии. Младенцы, оставшиеся без матерей, часто погибали.
В современной науке депривация рассматривается в контексте возникновения негативного психического состояния из-за отсутствия в течение длительного времени удовлетворения важных потребностей.
Подобное состояние может наблюдаться у людей в любом возрасте, но чаще всего психологи рассматривают именно депривацию у детей.
Это объясняется рядом особенностей детского возраста:
- большое количество потребностей;
- невозможность самостоятельного решения проблем;
- негативное влияние отрицательных факторов на развитие.
У ребенка те же социальные и психологические потребности, что и у взрослого: общение, ласка, внимание, признание и т.д.
Но взрослый, сформировавшийся человек способен усилием воли преодолеть имеющиеся проблемы и найти выход из положения.
Дети не в состоянии самостоятельно справиться с критической ситуацией, что приводит к серьезным последствиям в будущем.
В психологии существует термин «материнская депривация». Это ситуация, когда присутствует дефицит общения с матерью — ключевым аспектом социализации человека.
Речь идет не только о фактической потере матери в результате ее смерти, но и о длительной или постоянной разлуке.
Виды
Депривация классифицируется по различным критериям. Так, по содержанию разделяют следующие ее формы:
- Сенсорная. Это нехватка стандартных физиологических ощущений: объятий, поцелуев, ласки. Простая нехватка телесных контактов может привести к серьезным последствиям. Одни дети могут компенсировать телесный дефицит стремлением к тесному контакту с малознакомыми или незнакомыми людьми (во взрослом возрасте это проявляется неразборчивостью сексуальных контактов), а другие агрессивно отгораживаться от людей в качестве своеобразного протеста.
- Когнитивная. Нехватка достоверной информации о важных составляющих жизни в обществе. Подобный дефицит познания вынуждает постоянно додумывать, фантазировать, представлять себе различные образы интересующих явлений.
Дети, растущие вне семьи, могут придумывать сюжеты семейной жизни, которые будут иметь малого общего с реальностью.
- Эмоциональная. Отсутствие возможности получать те эмоциональные переживания, в которых присутствует потребность: любовь, дружба, доверие, доброта и т.д. Эмоциональная депривация в будущем проявляется в холодности, бедности эмоций, недоверии к миру. Наблюдается неспособность создать близкую эмоциональную связь с другим человеком.
- Духовная. Человек лишается источников духовного развития и не может удовлетворить свои соответствующие потребности, это приводит к серьезному душевному кризису.
- Социальная. Это ограничение возможности играть соответствующую социальную роль, занимать место в обществе и чувствовать признание со стороны других людей. Социальная депривация для детей раннего возраста проявляется в неудовлетворенной потребности в родителях, которые являются основой окружающего их мира. Главные социальные роли в дальнейшем: член семьи, ученик, друг.
Нереализованность в данных сферах приводит к серьезным нарушениям процесса социализации личности.
По продолжительности депривация делится на:
- Кратковременную. Например, ребенка в качестве наказания не пускают в течение недели гулять во дворе со сверстниками, ограничивая его право на общение.
- Затяжную. Мать на длительное время уезжает работать за границу и дочь или сын остаются без ее внимания.
- Долговременную. Нахождение детей в государственных детских домах до наступления совершеннолетия и дальнейшее продолжение взрослой жизни без присутствия рядом родителей.
Это интересно: К чему приводит гиперопека матери над ребенком?
Примеры
Детская депривация проявляется в следующих ситуациях:
- послеродовой период, в который мать не сразу получает доступ к новорожденному;
- длительный отъезд родителя;
- постоянное присутствие рядом посторонних или малозначимых людей, сменяющих друг друга (няни, домработницы, бабушки);
- систематическое пребывание за пределами дома в течение длительного времени (проживание у родственников, в интернате, в лагерях и т.д.);
- нахождение в детских дошкольных учреждениях при отсутствии психологической готовности к этому;
- самостоятельное пребывание в больнице;
- смерть родителей.
Особенности развития младенцев при материнской депривации
Новорожденные дети на природном уровне испытывают сильную потребность в материнском внимании. Это объясняется не только физиологическими особенностями, но и их эмоциональным развитием.
Дискомфорт от разлуки с матерью может проявиться следующим образом:
- Соматические расстройства: бессонница, рвота, запор, понос.
- Нарушения развития: отсутствие эмоциональной заинтересованности и стремления к общению, проблемы с дальнейшим развитием речи.
- Нарушения моторики: недостаточная двигательная активность, заторможенные реакции.
- Душевные расстройства: возбужденность или пассивность, фобии и т.д.
Вопреки распространенному мнению, проблемы младенческого возраста необязательно находят отражение в последующей жизни людей.
Ребенок, который пережил период депривации в младенчестве, может попасть в благоприятные условия и получить возможность избавиться от существующих расстройств.
В этом случае возможно полное изменение поведения личности и отсутствие развития патологий в будущем.
Но не исключается и непрерывность негативных процессов, перетекающих из младенческого возраста в детский и подростковый возраст, а затем и во взрослую жизнь.
Влияние на психическое развитие и поведение
Психическая депривация выражается у ребенка в появлении расстройств на разных уровнях развития сознания. Сенсорные нарушения проявляются в агрессии, как в способе ограждения своего личного пространства от других людей, или в постоянных неконтролируемых телесных контактах с посторонними.
Когнитивные проблемы приводят к искаженному восприятию реальности и построению ошибочных моделей мира. На эмоциональном уровне возникают сложности с установлением доверительных контактов с кем-либо.
С социальной точки зрения отсутствует способность отождествлять себя с одобряемыми в обществе социальными ролями.
Подобные психологические проблемы приводят к нарушениям поведения, которое нередко приобретает девиантный характер.
Портрет личности
Типичные черты характера — боязливость, недоверие, подозрительность к окружающему миру. Возникают сложности при вступлении в контакты с незнакомыми людьми, тяжело дается поддержание общения.
Депривация у детей-сирот, как у самой уязвимой категории, часто проявляется комплексом различных психических проблем. Это могут быть как отдельные отклонения поведения от существующей в обществе нормы, так и серьезные нарушения развития интеллекта и характера.
Находящиеся в условиях депривации дети испытывают постоянный психологический дискомфорт из-за недостатка телесных, эмоциональных, душевных контактов.
Они часто плохо спят, демонстрируют аффективную неустойчивость, проявляют чрезмерное беспокойство, не могут полноценно управлять своим поведением.
Такие дети нередко в своем воображении выстраивают «катастрофические модели мира». Им кажется, что ничего хорошего в жизни произойти не может, что их окружает только несправедливость и жестокость.
В итоге возникают серьезные проблемы с установлением доверительных отношений с окружающими, с построением семьи в будущем.
Это объясняется желанием защитить себя от боли предательства, от возможных утрат.
Внутренние переживания приводят к проецированию своего негативного отношения к миру на окружающих.
Ребенок пребывает в уверенности, что все вокруг настроены против него и хотят причинить ему вред. Часто происходит неверное толкование мимики собеседника, его жестов и слов.
Следует отметить, что портрет личности сильно зависит от особенностей нервной системы, уровня полученной травмы, наличия компенсирующих воздействий (появление иных объектов привязанности).
Создав соответствующие условия, можно полностью устранить депривационные проявления у ребенка, что позволит ему в будущем грамотно построить собственную жизнь.
Методы оказания помощи
Существуют стандартные приемы, которые помогают преодолеть имеющиеся проблемы и обеспечить его успешность в современном обществе.
Помощь оказывается социальными педагогами и психологами, которые проводят наблюдение, анкетирование, тестирование.
На основании полученных данных выявляются направления работы. Проводятся беседы, тренинги. При помощи консультаций, упражнений нередко получается добиться корректировки поведения.
Работа по общему развитию и расширению кругозора, трудовое воспитание и индивидуальный подход — все это стандартные направления деятельности воспитателей, социальных педагогов и психологов.
Психолого-педагогическая помощь помогает детям освоить следующие аспекты жизни в обществе:
- уважение к труду;
- представления об элементарных нормах морали, чести, достоинства, порядочности;
- стандартные модели поведения, соответствующие конкретным общественным ситуациям;
- способность делать осознанный выбор;
- универсальные навыки деятельности;
- умение строить отношения с другими людьми;
- умение работать в коллективе.
Детская депривация является серьезной проблемой, которая может отрицательно повлиять на всю последующую жизнь человека.
Своевременная профессиональная помощь социальных педагогов и психологов помогает значительно скорректировать развитие ребенка.
Что такое материнская депривация? Узнайте об этом из видео: