Должность школьного психолога в школах появилась после распада социалистического уклада жизни и плановой экономики.
Вызвано это было как фактом знакомства с другими системами образования, так и отказом от свойственной социализму тенденции отдавать предпочтение работе с коллективом перед работой с личностью.
При наличии конкурентного рынка труда каждый человек должен понимать свою уникальность, в том числе, почему именно он может справиться с какой-либо работой лучше других и почему именно он должен заинтересовать работодателя.
Для развития конкурентоспособной личности в процессе обучения должны быть созданы определенные условия. В настоящее время во многих образовательных учреждениях формирование таких условий является зоной ответственности школьного психолога.
Для чего и как проводится социометрия у школьников? Узнайте об этом из нашей статьи.
Оглавление
В чем заключается работа?
Что делает психолог в школе?
В наиболее общей формулировке задачей школьного психолога является помощь учащимся в процессе социализации в обществе и нахождению своего места в нем.
Школьный психолог должен находиться над формальными специалистами и быть ближе к ученику одновременно.
Более того школьный психолог должен быть для ребенка образцом поведения заинтересованного в ребенке взрослого человека, посредником между ним и учителями выполняющими регламентированные функции.
В первую очередь, школьный психолог, конечно, должен решать проблемы детей как внутри школьного здания, так и за его пределами.
Для того чтобы быть в состоянии проблему решить надо, как минимум о ней знать, поэтому школьный психолог должен быть открыт для входящей информации как в открытом общении так и анонимно, поступающей как от учащихся так и от их родителей.
Кроме своевременного получения информации о конфликтных ситуациях, нужно отрабатывать методику их выявления и купирования на ранней стадии.
Этому служит психологическая диагностика в группах, инициатором которой может быть психолог, учителя или родители. Полученные данные могут быть использованы психологом в повседневной коррекционной работе.
Для решения проблем образовательного процесса школьный психолог должен также изучить особенности деятельности преподавателей, в какой степени они влияют на их психику, их личные психологические особенности.
Итогом должен быть психологический портрет преподавателей и их межличностных отношений применительно к проблемам учеников и план коррекционных мероприятий, позволяющий избежать развития конфликтных ситуаций.
Кроме выявления и решения проблем существует позитивная деятельность, направленная на повышение эффективности образовательного процесса в целом. Это консультирование и просвещение родителей и учеников, выявление одаренных детей, профориентация.
Психолог должен давать личностный прогноз развития учеников, разрабатывать рекомендации и обсуждать их совместно с родителями ученика и преподавателями.
Все перечисленное должно строиться на постоянной методической работе. Каждое образовательное учреждение имеет свою специфику, поэтому общих рецептов работы быть не может.
В то же время постоянно появляются новые результаты исследований, поэтому большую пользу приносит сопоставление опыта конкретного учебного заведения и опубликованного в открытых источниках.
Функции и задачи школьного психолога
Цели и задачи психологической службы в школе определяются постановлениями министерства образования Российской Федерации и локальными положениями и должностными инструкциями отдельного образовательного учреждения.
В общих чертах целями психологической службы являются:
- Создание благоприятных условий для профессионального, личностного развития и сохранения здоровья всех участников образовательного процесса — учащихся, их родителей, преподавателей.
- Способствование развитию у учеников психологических навыков, обеспечивающих им наилучшие результаты в их профессиональной и творческой реализации, карьерном росте, достижении благополучия в обществе.
- Помощь ученикам в определении их возможностей исходя из выявленных способностей, состояния здоровья, психологических характеристик.
- Содействие учителям, родителям в воспитательной работе с учащимися, способствование развитию у учеников способности к взаимопомощи, терпимости, уверенности в себе и другим качествам, способствующим эффективному взаимодействию в современном обществе.
Задачи психологической службы следуют из целей, это:
- купирование конфликтных и травматических ситуаций в коллективах путем сбора информации, анализа, обсуждения причин таких ситуации и путей их решения;
- помощь ученикам на каждого возраста в их личностном развитии;
- формирование у учеников интереса к образовательному процессу, стремления к саморазвитию;
- психологическая адаптация учащихся к программам обучения;
- профилактика отклонений в социальном и психологическом развитии учеников, таких как подростковые депрессии, одиночество, отсутствие интересов, алкоголизм, наркомания, саморазрушающее поведение;
- участие в экспертизах профессиональной деятельности преподавателей, программ и проектов, учебных пособий в отношении их эффективности, реакции обучающихся;
- содействие в обеспечении педагогических сотрудников учреждения методическими материалами в области психологии.
Формы деятельности
Формы работы различаются по количеству участников и целям мероприятия. Мероприятия могут проводиться для одного участника (индивидуальные), и групповые.
Цели могут быть профилактические, просветительные и коррекционные. Индивидуальные мероприятия — консультирование, опросы, тестирование, анализ рисунков.
Групповые мероприятия — игры, тренинги, семинары, лекции, открытые уроки.
Для профилактических целей проводятся как индивидуальные, так и групповые мероприятия.
Основным индивидуальным мероприятием является консультирование. Консультирование применяется при выяснении конфиденциальных проблем и их обстоятельств, а так же при невозможности или нецелесообразности собирать группу.
Консультирование строится в виде диалога психолога с клиентом, в котором, применяя определенные психотехники, психолог добивается устранения у клиента патологического состояния.
Консультирование также применяется совместно с методиками психодиагностики, которые, в то же время, не могут быть самоцелью беседы, так как первичная цель консультации состоит в установлении контакта психолога и клиента.
Психолог во время консультации и сам является диагностическим инструментом, так как во время общения с клиентом вызывает и сам испытывает зеркальные реакции.
Консультирование также может происходить по телефону. Опрос — это метод сбора первичной информации в виде анкетирования или интервью, основанный на контакте психолога и клиентов.
Достоинства метода в его простоте, отсутствии больших затрат по времени и возможности сделать его конфиденциальным. Применяется когда нужно быстро получить информацию для дальнейшей работы.
Тестирование является методом психологической диагностики, основанным на стандартных вопросах и ответах.
Известно бесчисленное множество тестов, позволяющих составить некоторое представление о личных особенностях человека.
В то же время на основании тестирования невозможно предсказать поведение индивида.
Этот недостаток устраняется в процессе коллективных мероприятий, таких как тренинги и игры, которые применяются для профилактических и коррекционных целей.
Эти формы позволяют участникам процесса поменяться местами, снять напряженность в общении, посмотреть на себя со стороны и преодолеть свои стереотипы.
Ограничением этих форм работы психолога является желание клиентов, без убеждения учащихся и преподавателей в эффективности мероприятия на положительный результат рассчитывать трудно.
Формами просветительской деятельности являются лекции и семинары. Для лекций и семинаров важно, чтобы аудитория была максимально однородной и интересовалась одними проблемами.
Для успеха лекции важно не только содержание, но и как психолог сможет выстроить общение с аудиторией. Много полезных советов на эту тему можно найти в книге (Самоукина Н.В., «Практический психолог в школе»).
Открытый урок
Открытый урок — это одна из популярных групповых форм работы школьного психолога, сочетающая элементы игры, диагностики, тренинга.
Целью является самопознание участников в неожиданной для них ситуации, когда формальные задания, которые привычно воспринимаются как рутина, наполняются игровым содержанием.
Темы уроков сильно варьируют в зависимости от возраста участников и их потенциальных или наблюдаемых проблем. В процессе решения участниками заданий психолог может собирать материал для психологической диагностики в максимально очищенной от посторонних влияний форме.
Это интересно: Психология детей младенческого и дошкольного возраста
Основы организации профориентационной деятельности
Многими исследователями отмечается, что выбор профессии является результатом долгого когнитивного процесса, который начинается еще в младших классах. Соответственно, профориентационная работа также должна начинаться с момента поступления ученика в учебное заведение.
Основными направлениями профориентационной работы являются просветительское, диагностическое, консультативное и развивающее.
Просветительское направление имеет целью создать у ученика общие представления о существующих профессиях, их роли в обществе, задачах которые они решают. Этот этап в формировании образа будущей профессии самый первый.
Задачей диагностического направления является выявление способностей ученика в контексте определенной профессиональной группы, оценка учеником своих возможностей, формирование уверенности в своем будущем выборе.
Поскольку это формирование происходит длительное время, всегда возникают вопросы и сомнения — решать их задача консультативного направления работы.
Развивающее направление должно поддерживать интерес к своему будущему выбору в актуальном состоянии.
Ученику необходимо участие в конкурсах, олимпиадах, в котором формируется стремление к идеалу самореализации через профессию.
Psyholic.ru - это онлайн ресурс, посвящённый различным аспектам психологии. Здесь вы найдете информацию о множестве тем, связанных с человеческим психологическим состоянием: отношения между полами, взаимоотношения с детьми, взаимодействие в обществе, фобии и мании, стрессы и депрессии, саморазвитие и многое другое.
В многочисленных статьях и обзорах авторы освещают как теоретические аспекты психологии, так и практические советы по решению конкретных проблем.
Одним из основных направлений на сайте psyholic.ru является изучение отношений с противоположным полом. Здесь вы найдете множество статей о том, как понимать и поддерживать партнера, как решать возникающие конфликты и как создавать гармоничные отношения. Эти материалы будут полезны как для тех, кто находится в поиске своей половинки, так и для тех, кто уже находится в отношениях.
Отдельное внимание уделяется вопросам воспитания детей. Авторы сайта делятся советами по воспитанию, рассматривают психологические особенности разного возраста и помогают родителям лучше понимать своих детей. Также на сайте вы найдете материалы о том, как справляться с различными проблемами в общении со школьником и подростком.
Помимо этого psyholic.ru обращает внимание на важность правильного общения в современном обществе. Здесь вы найдете много полезных советов по развитию коммуникативных навыков, по умению распознавать ложь и манипуляции в общении, а также по налаживанию здоровых отношений с окружающими.
Сайт psyholic.ru также поможет вам разобраться с различными фобиями и маниями, которые могут мешать вам жить полноценной жизнью. В статьях авторы разбирают причины возникновения и способы преодоления таких состояний. Также на сайте можно найти информацию о том, как бороться со стрессом и депрессией, как поддерживать свое психологическое равновесие в сложных жизненных ситуациях.
Psyholic.ru также занимается продвижением саморазвития и личностного роста. Здесь вы найдете статьи о том, как развивать личные качества, как ставить перед собой цели и добиваться их, как научиться управлять своим временем и эмоциями. Сайт psyholic.ru - это не просто информационный портал, но и настоящий помощник в психологических вопросах. Здесь вы найдете ответы на множество вопросов, связанных с внутренним миром человека, и получите ценные советы по решению психологических проблем. Погружаясь в материалы сайта, вы сможете лучше понимать себя и окружающих, находить решения сложных ситуаций и развиваться как личность.
Особенности работы психолога с одаренными детьми
Особое значение профориентация имеет для талантливых детей, так как неправильный выбор профессии является источником серьезных психологических проблем во взрослом возрасте.
Выявление одаренных детей важно производит в младшем возрасте, поскольку ориентация на большинство дает ученику неправильное представление, как о своих способностях, так и о ценности своих способностей для остальных.
Последствием этого является бесцельно потраченное время, ложное мнение о своей уникальности и пренебрежительное отношение к окружающим.
Поскольку для человека понять других является поставить себя на их место, а в случае людей с очень разными способностями этот способ дает неверные результаты, у одаренных детей бывают серьезные проблемы в общении со сверстниками.
В особенности это имеет тяжелые последствия, когда учащийся не понимает его причин. Поэтому крайне важно для одаренных детей иметь возможность общаться не только с равными себе взрослыми, но и с равными по способностям сверстниками.
Важно понимать, что общей одаренности не существует, поэтому задачей психолога выделить именно те признаки, в которых она проявляется.
Для этого служит большое количество шкал, которые можно объединить в два подхода — оценка вербальных способностей и оценка невербальных способностей.
Общими задачами работы психолога с одаренными детьми являются:
- обеспечение комфортного для ребенка контакта с родителями и сверстниками преодоление изоляции, если она есть;
- поддержание энтузиазма к школьной программе, выходящей за интересы одаренного ребенка;
- обеспечение контактов с одаренными сверстниками;
- помощь в гибком изменении программ в соответствии с когнитивными потребностями;
- обеспечение контакта с преподавателями, способными квалифицированно удовлетворить интересы ученика.
С чего начать?
Школьный психолог занимает место промежуточное между педагогом и врачом, поэтому одним из главных принципов является: «Не навреди».
В рамках этого принципа можно и нужно проявлять активность и обсуждать с участниками процесса все, что кажется странным или неправильным.
Не нужно ждать, пока педагоги или ученики придут с проблемой, нужно получать информацию и обсуждать её. Формы получения информации необходимо выбрать исходя из поставленных целей, возможностей и исключения вреда для участников процесса.
Учеников и педагогов нужно заинтересовать, вызвать на проявление активности. Необходимо подобрать в описанных кейсах наиболее подходящие примеры мероприятий и подготовить предложение.
То чем занимается школьный психолог, должно быть максимально прозрачным.
Для этого нужно иметь информационный стенд с графиком работы, приема для учеников, педагогов и родителей интересные статьи для обсуждения.
Задачи школьного психолога и возможные варианты их решения слишком разнообразны для описания в одной статье. В то же время за последние 20 лет в России накоплен значительный положительный опыт взаимодействия психологов и педагогов в образовательных учреждениях.
Важно не останавливаться на каком-то одном регламенте мероприятий, а постоянно развиваться в соответствии с запросами времени — это поможет учебному заведению всегда иметь успешных выпускников, которые являются лучшей рекламой педагогической работы.
Зачем нужен педагог-психолог в школе:
Профессия трудная, но благородная. У меня сестра работает с детишками. Устает на этой работе больше меня, но бросать свое дело не хочет.
Сложная работа, психологам сложно работать с детками. Но их задача вывести на диалог сложных подростков и помочь им.