Основы коллективного сознания: аналитическая психология К. Г. Юнга


Аналитическая психология Юнга

Традиционная классическая психология рассматривает поведение человека, как определённый набор действий или речевого общения, который управляется сознанием индивидуума.

Соответственно, и лечение психических расстройств и отклонений производится в виде коррекции установок сознания.

Образно говоря, пациента учат управлять своими поступками, согласно правилам общества, как неопытного водителя – вождению автомобиля по правилам дорожного движения.

Однако Зигмунд Фрейд в XIX веке выдвинул собственную теорию психоанализа, согласно которому существует ещё и область подсознания, которая и является основой человеческого поведения.

Он сравнил подсознание с нижней частью айсберга, которая находится под водой и гораздо больше верхней части – сознания.

к содержанию ↑

Что это такое?


Что это такое: определение понятия

Одним из последователей Фрейда стал швейцарский психолог Карл Густав Юнг, который создал течение аналитической психологии.

Она тоже признаёт большое значение подсознания, но рассматривает его природу несколько иначе, чем это предлагал Фрейд.

Аналитическая психология тоже основывается на существовании подсознания и его влиянии на человека, как и фрейдизм, но делает это, по мнению многих учёных, гораздо глубже.

Если по Фрейду человеком, попросту говоря, управляют инстинкты, заложенные в детстве, то по Юнгу не только сознание, но и подсознание формируется в процессе взросления, с накоплением физического и социального опыта личности.

Карл Юнг выдвинул теорию, что существует не только индивидуальное сознание и подсознание человека, но и коллективное. То есть, поведение личности во многом даже неосознанно следует по стереотипам, выработанным и накопленным обществом ранее.

Эти стереотипы учёный назвал архетипами, считая, что их наличие – отличительное свойство человеческой психики по сравнению с поведением животных, которое основывается только на инстинктах.

к содержанию ↑

История становления и основатель

История становления и основатель: кратко

«Покажите мне психически здорового человека, и я вам его вылечу», — пошутил однажды Карл Юнг и отчасти был прав.

Определённые психологические отклонения есть у каждого, в этом и проявляется человеческая индивидуальность.

Учёный полностью заслужил право говорить подобными афоризмами, в развитие психологии он внёс по-настоящему неоценимый вклад.

Родился будущий великий психолог в маленькой швейцарской деревушке, в семье пастора. Как и Фрейд, с раннего детства он обнаружил большую тягу к книгам. Особенно мальчика интересовала восточная культура в области философии, в юношестве он даже серьёзно занимался оккультизмом.

Однако в университет в Базеле он поступил на медицинский факультет, — видимо, сказалось то, что несколько его родственников были врачами. Во время учёбы он продолжал активно посещать спиритические сеансы.

Но буквально перед самыми выпускными экзаменами ему в руки попался учебник Краффт-Эбинга по психиатрии, где доказывалась непосредственная связь психиатрии и философии. Это настолько заинтересовало юношу, что он решил посвятить изучению психологии всю жизнь.

Разумеется, он не мог не обратить внимания на теорию психоанализа Фрейда. Одно время Карл Густав даже работал у него в лаборатории и был активным пропагандистом теории фрейдизма, опубликовав несколько работ, следующих психоаналитическому направлению Фрейда.

История становления и основатель учения

Но со временем талантливый исследовать стал подвергать сомнению некоторые постулаты Фрейда и его выводы.

Юнг вполне обоснованно усомнился в первичности сексуального либидо, а позже и вовсе стал его отрицать.

Дело дошло до того, что дружеские отношения учёных охладели и превратились просто в деловые.

Открытых дискуссий между ними не проводилось, но в своих «Метаморфозах» (так назывались несколько фундаментальных книг Юнга) Карл Густав уже убедительно доказывал свою правоту.

У аналитической психологии сразу появилось много поклонников и последователей. Многим казалось, что теория Фрейда по сравнению с выводами Юнга выглядит даже примитивно.

До самой смерти (которая, кстати, застигла его на пике популярности) основатель аналитической психологии активно её пропагандировал и много путешествовал по миру, изучая различные философия и религии.

к содержанию ↑

Ключевое понятие аналитической психологии Юнга



Как уже говорилось, ключевым понятием аналитической психологии является безусловное влияние так называемого коллективного сознания на формирование личности. Оно определяется следующими параметрами:

    Ключевое понятие аналитической психологии Карла Юнга

  1. На развитие личности влияют не только осознанные процессы, но и бессознательные.
  2. На формирование сознания человека, как индивидуальности, оказывает неопровержимое влияние наследие в области культуры, религии, истории и этнографии.
  3. Сознание формируется из следующих компонентов: мышления, памяти, эмоций, восприятия, интуиции и бессознательного.
  4. Рождение человека есть продолжение бессознательного мироздания.
  5. Душа человека существует не отдельно, сама по себе, а как часть некой общей духовной материи.
  6. Вектор нашего развития – не в социальной деятельности, а в глубинах психики.
  7. Сны – реакция бессознательного на сознательное.

Один из краеугольных камней теории Юнга – признание архетипов. Их можно сравнить с высохшим руслом реки, по которому предстоит потечь воде в той или иной мере.

Это некие установки, направления, которые веками коллективно вырабатывались в обществе. Они запечатлены в религиозных постулатах, мифах, легендах, даже сказках.

Образно говоря, вода (наша индивидуальность) может течь быстро или медленно, обладать разным составом, нести разные предметы, но русло этого течения всё равно уже определено.

Каково ключевое понятие аналитической психологии Юнга?

Главной целью подобного развития личности Юнг считал преодоление разногласий между сознательным и бессознательным.

Скажем, ребёнок, впервые придя в школу, сознательно хочет занять определённое комфортное место в обществе сверстников и преподавателей.

Для этого он старается показать те качества, которые окружением приветствуются, и, в свою очередь, подавляет в себе желание совершить нечто постыдное.

Так в аналитической психологии появляется понятие тень – те подсознательные качества, которые человек осознанно скрывает. Это не обязательно что-то плохое. Иногда злой и жестокий человек осознанно не выказывает добрые чувства, которые всё-таки есть у него в душе.

Ещё одним важным архетипом Юнг считал самость – осознание личности, как самостоятельного, отдельного проявления на фоне сознания общего.

к содержанию ↑

Методы исследования и цели

Методы:

  1. Ассоциативный тест. Суть его проста. Испытуемому зачитываются слова из произвольного списка. Человек должен как можно быстрее назвать ассоциацию, которая у него при этом возникает. Через определённое время некоторые слова повторяются. Как утверждает Юнг, если ассоциации на одни и те же слова будут различными, как и время реакции на них, это говорит, что именно эти явления человека и беспокоят.
  2. Основные методы исследования и цели

  3. Анализ сновидений. Если проанализировать серию снов человека (Юнг исследовал их даже до ста), можно заметить, какое влияние бессознательное оказывает на испытуемого и в какой области. Для этого используют метод амплификации, когда с увиденным во сне проводятся определённые параллели.
  4. Активное воображение. Выбранный образ пациент должен развить практически бессознательно, дав волю своему воображению. В этом развитии, считают последователи Юнга, обязательно проявится то, что человека душевно беспокоит.
к содержанию ↑

Современная аналитическая психология: кратко


Ещё при жизни мэтра была основана международная ассоциация аналитических психологов в 1955 году. Первоначально туда входило всего 40 человек. Сегодня число активных членов этой организации перешло за 2 тысячи.

Правда, в России официального оформления подобной организации нет.

Считается, что теорию Юнга в сегодняшних условиях развивают 3 направления:

    Современная аналитическая психология: кратко - задачи

  • классическое – представители этой школы фундаментально исследуют позиции только Юнга;
  • развития – здесь большое внимание уделяется детскому периоду и последующему взрослению;
  • архитепальная – представители этого направления пристально изучают архетипы и большое значение предают понятию человеческой души.

На основе аналитической психологии успешно развиваются новые направления психотерапии:

  • юнгианская символодрама – здесь активно используется создание определённых символов, говорящих о психическом состоянии человека;
  • песочная арт-терапия — картины, изображаемые ребёнком на песке произвольно, тоже о многом могут рассказать;
  • психодрама – исследование поступков пациента в определённой ситуации методом глубокого проникновения;
  • соционика – концепция типов личностей, которая рассматривает возможные взаимоотношения между ними.

Карл Юнг однажды заметил, что руки могут распутать то, что мозг осознать не в состоянии.

Соотношение и взаимодействие сознательного и подсознательного не изучено до конца до сих пор, да и вряд ли это когда-нибудь произойдёт. Но теория Юнга это изучение, безусловно, обогатило.

Аналитическая психология К.Г. Юнга:






Наша интересная группа Вконтакте:


Понравилась статья? Следите за обновлениями сайта В Контакте или Твиттере. Подпишитесь на свежие материалы по E-Mail:


Автор статьи - Тришкина Светлана Николаевна. Есть вопрос? Спросите в комментариях к статье.

Добавить комментарий