Типы адаптации человека в различных жизненных ситуациях


Типы адаптации

Человеческий организм достаточно гибкий и может выживать в самых различных условиях благодаря способности к адаптации.

Адаптация — это процесс, который позволяет живым организмам выживать и эволюционировать, приспосабливаясь к изменчивой внешней среде.

Понятие и значение


Понятие и значение термина

Адаптация — приспособление функций и строения организма, органов (в том числе органов чувств) и клеток под воздействием различных стимулов и/или условий среды.

Успешность адаптации зависит от функционального и эмоционального/психического состояния индивида.

В теории Пиаже термин «адаптация» получил немного иную трактовку: процесс, в ходе которого базовые схемы младенца уточняются, изменяются и совершенствуются.

Адаптация играет большую роль в жизни человека, так как позволяет безболезненно переносить изменчивость сторонних факторов и экстремальные воздействия, повысить выживаемость и конкурентоспособность в отношении других особей и популяций.

к содержанию ↑

Адаптация ощущений в психологии

Сенсорная адаптация — что это в психологии?

Под сенсорной адаптацией следует понимать изменение чувствительности анализатора в результате усиления или уменьшения раздражающего воздействия.

В процесс вовлечены периферические и центральные звенья адаптации. Результатом сенсорного приспособления становится перестройка на физическом уровне, позволяющая воспринимать максимальный объем важной информации.

Адаптация ощущений в психологии - что это такое?

Т.е. при длительном или постоянном воздействии раздражителя анализаторы начинают воспринимать резкие и яркие ощущения не так остро, как в самом начале.

В качестве примера можно привести неприятные запахи, которые с течением времени человек перестает улавливать, находясь в непосредственном контакте с источником отталкивающего аромата.

А в условиях темной комнаты ощущения чувствительность анализаторов повышается, и человек начинает видеть отчетливей.

к содержанию ↑

В чем заключается принцип адаптивности?



Адаптивность требует от индивида гибкости, без которой невозможно быстро «переключиться». Если гибкость присутствует, реакцией на новые обстоятельства будет не сопротивление, а принятие.

Адаптивность является отражением интеллектуальных качеств человека (т.к. именно интеллект позволяет изменять ход мыслей в соответствии с поставленной умственной задачей).

В случае, если человек не адаптируется, он погибает. Этот принцип справедлив не только в отношении людей, но и в отношении любых организмов.

к содержанию ↑

Факторы, влияющие на адаптацию

Факторы, влияющие на адаптацию личности

Факторы адаптации — это условия, которые влияют на процесс приспособления и его результативность.

Их можно поделить на две категории:

  • внешние факторы (природные, материальные, социальные, техногенные);
  • внутренние факторы (пол, возраст, воспитание и ценности, психологические особенности индивида и т.д.).

В природе на адаптацию влияют три основных фактора:

  • изменчивость;
  • наследственность;
  • естественный отбор.

Регуляторы адаптации индивида:

  • мотивы;
  • умения и навыки;
  • накопленный опыт;
  • знания;
  • волевые качества;
  • способности.
к содержанию ↑

Классификация, виды и типы


Какие виды адаптации существуют? Если рассматривать адаптацию на природном уровне, можно выделить три основных категории:

  • биологическая (процесс приспособления в рамках эволюции);
  • физическая (процесс приспособления конкретного организма к изменениям внешней среды через регулирование работы органов);
  • психологическая (процесс изменения глубины психологической вовлеченности в те или иные социальные процессы).

Классификация, виды и типы адаптации

Психологическая адаптация распространяется на сферы:

  1. социальную;
  2. социально-психологическую;
  3. профессиональную;
  4. экологическую.

Типы адаптации по сенсорному признаку:

  1. Позитивная. Повышение чувствительности анализаторов в качестве ответа на слабый сигнал раздражителя.
  2. Негативная. Снижение чувствительности анализаторов и притупление ощущений в качестве ответа на интенсивное и длительное действие раздражителя.
к содержанию ↑

Стадии, уровни, этапы

Ученые выделяют три стадии адаптации:

  1. Происходит разрушение существующей программы гомеостаза и устойчивости физиологических функций до предельной границы (т.е. не ниже границы минимального обеспечения жизнедеятельности). Новые программы еще не прошли этап внедрения или не были созданы, но старые программы уже уничтожены.

    Поэтому организм переходит в режим «временной адаптации», чтобы пережить критический период. Поведение индивида сводится к защите.

  2. Создание и внедрение новой программы, которая формирует структуру гомеостатического регулирования.
  3. Деятельность организма переходит в стабильный режим и новые протоколы «оптимизируют жизнь» индивида.

Уровни адаптации:

    Какие стадии, уровни, этапы проходит человек?

  • физиологическая адаптация (реакция компенсаторных систем, поддерживающих жизнедеятельность в экстрим-условиях);
  • социальная адаптация;
  • психологическая (выработка новых нервных связей, контролирующих интенсивность и последовательность реакций индивида) ;
  • рабочая адаптация;
  • анатомическая адаптация.

Этапы адаптации:

  • до начала адаптации;
  • вводный этап (оценка ситуации);
  • ознакомление (изучение ситуации и сопутствующих ей условий);
  • вхождение (интеграция в условия сложившейся ситуации);
  • действие (динамический процесс, при котором происходят изменения и формирование протокола поведения/реакций);
  • функционирование (следование новому протоколу поведения/реакций);
  • завершение (закрепление нового протокола в качестве базового).
к содержанию ↑

Механизмы и способы

Приспособительное поведение человека бывает двух видов:

  1. Адаптивное (когда человек сам подстраивается под внешнюю среду, чтобы найти точку комфорта).
  2. Адаптирующее (когда человек меняет внешние условия, создавая комфортную для себя среду).

По механизму осуществления адаптация может быть:

  • добровольной (адаптация по личному желанию);
  • принудительной (адаптация в случае невозможности избежать неприятных и травмирующих изменений внешних раздражителей/стимулов/условий).

Принудительная адаптация всегда наносит ущерб интеллектуальным маркерам индивида.

Механизмы адаптации по принципу скорости:

  1. Спринтер — повышена устойчивость к преодолению кратковременных экстремальных условий высокой интенсивности, но при этом понижена способность к преодолению длительных нагрузок.
  2. Стайер — понижена устойчивость к преодолению кратковременных и экстремальных нагрузок, но устойчивость к длительным нагрузкам низкой интенсивности повышена.

Механизмы и способы по скорости

Человеку свойственна активная адаптация, при которой внутренняя среда при ухудшении внешних условий остается стабильной.

Но это утверждение справедливо, скорее, для физиологической адаптации, но не для психологической.

Психологическое приспособление в большинстве случаев непредсказуемо и сугубо индивидуально.

Стили (механизмы) преодоления стрессовых ситуаций в случае социальной адаптации могут быть самыми различными: положительная реинтерпретация ситуации и последующий прогресс, планирование, поиск поддержки, наступательное преодоление, принятие, замкнутость, отрицание, сдерживание и проч.

к содержанию ↑

Особенности

Трудовой, профессиональной

Трудовая (производственная) адаптация может быть первичной (сотрудники, приступающие к работе без опыта) и вторичной (сотрудники, сменившие место работы). И оба случая требуют индивидуального подхода со стороны начальства и менеджеров.

Важный этап профессиональной адаптации — идентификация сотрудника. Идентификация может быть полной. В таком случае профессионал заинтересован в успехе своей деятельности.

Но если этот этап не был пройден/усвоен/завершен, человек будет безразличен к результатам своего труда и успешности компании/фирмы/бренда и т.д. Для завершения этапа необходимо наличие стимула к работе, контроль на вводном этапе, подготовка человека к работе на результат.

Как сделать процесс адаптации на новом рабочем месте максимально комфортным и безболезненным для всех его участников:

к содержанию ↑

После армии

Будучи в армии человек проходит адаптацию. Он подстраивается под навязанный режим и подавляет собственные потребности/желания/порывы.

Поэтому после окончания службы необходимо пройти процесс адаптации еще раз, чтобы жить без дисциплинарных ограничений.

Адаптация после армии

Солдат переносит модель поведения и взаимоотношений, уместных в армии, на гражданских людей, в результате чего возникает диссонанс и агрессия.

Так как стандарты поведения новобранцам прививаются достаточно жестко и категорично, адаптация может существенно затянуться.

Отдельные протоколы поведения закрепляются на всю оставшуюся жизнь.

к содержанию ↑

После тюрьмы

Как приспособиться к условиям жизни после тюрьмы? Адаптация после тюрьмы осложнена тем, что социум отказывается идти навстречу преступникам. Т.е. приспособление является односторонним и потворствующим.

Лица, освобожденные из колонии, подвергались осуждению и клеймению, поэтому их самооценка существенно занижена.

Социальные ожидания человека разрушаются, так как он вынужден был общаться с криминальными элементами.

Поэтому не понимая принципов адаптации и не получив психологической помощи бывший заключенный рискует выпасть из социальной жизни.

к содержанию ↑

Методика «Адаптивность» — что это и как работает?

Методика адаптивность — это многоуровневый тест, принятый в качестве стандартного метода изучения адаптивного потенциала индивида. Его успешно используют для профессионального отбора, психологического сопровождения процессов учебы и профессионального определения.

Опросник «Адаптивность» включает в себя 165 вопросов и четыре уровня:

    Методика "Адаптивность" - что это такое и как она работает?

  1. Типологические характеристики личности.
  2. Дезадаптационные нарушения.
  3. Поведенческие регуляции, коммуникативный потенциал и моральная нормативность.
  4. Потенциал к ааптации.
к содержанию ↑

Исследование методом Люшера

Макси Люшер является специалстом в области социологии, философии, права, религии и клинической психиатрии.

С помощью методики Люшера можно определить эмоциональный статус ребенка, его эмоции в процессе учебного процесса и ситуаций связанных со школой и самооценку.

Психодиагностика проводится посредством цветового теста. Краткий вариант теста состоит из 8-ми цветов (серый, темно-синий, сине-зеленый, красно-желтый, желто-красный, красно-синий, коричневый, черный). Расширенный вариант включает в себя семь цветовых симул-таблиц.

Ребенок присваивает каждому цвету свой порядковый номер исходя из личных субъективных ощущений (насколько каждый из цветов приятен глазу).

Затем специалист проводит дополнительный опрос, закрывая цвета по специальной схеме. Готовые результаты получают трактовку в соответствии с установленными Люшером нормами.

Автор методики произвел подбор оттенков экспериментальным путем, отобрав стимул-сигналы из 4500 потенциальных вариантов.

к содержанию ↑

Адаптированный вариант Рене Жиля

>Адаптированный вариант тестирования Рене Жиля

Тест Рене Жиля предназначен для анализа социальной приспособленности малышей и школьников.

Изучению подвергается сфера межличностных отношений, отношений внутри семьи и отдельных поведенческих особенностей ребенка.

Тест позволяет нащупать конфликтные сферы и разобраться в том, почему малыш испытывает сложности с адаптацией в проблемной сфере. Это знание дает толчок и возможность к дальнейшей коррекции ситуации.

Тест включает в себя 42 задания. Задания в свою очередь состоят из 25 изображений, упрощенного теста комментирующего ситуацию на картинке, вопросы в адрес испытуемого и 17 тестовых заданий.

Внимательно изучая предложенные картинки ребенок отвечает на вопросы специалиста, показывает понравившееся место на рисунке дает оценку ситуации через предложение вариантов поведения (на основе собственных ощущений).

Как вариант ребенок может выбрать протокол поведения из предложенного специалистом набора протоколов. Методику необходимо сопровождать уточняющей беседой.

Успешная адаптация позволяет человеку найти свое место в жизни и обществе, бороться с негативными факторами и поддерживать свое психическое здоровье.






Наша интересная группа Вконтакте:


Понравилась статья? Следите за обновлениями сайта В Контакте или Твиттере. Подпишитесь на свежие материалы по E-Mail:


Автор статьи - Тришкина Светлана Николаевна. Есть вопрос? Спросите в комментариях к статье.

Добавить комментарий