Общение представляет собой сложный процесс, который состоит из трех сторон.
При рассмотрении проблемы общения в психологии отдельное внимание уделяется его интерактивной стороне. Подобный аспект общения выполняет ряд важных функций.
Об особенностях перцептивной стороны общения в психологии читайте здесь.
Оглавление
Понятие и характеристика: кратко
Что обозначает термин «интерактивная сторона общения»?
Интерактивное общение — совместная деятельность индивидов, в процессе которой происходит не только обмен информацией, но и реализация совместных целей.
Во время подобного взаимодействия люди не только вступают в беседы при помощи речи, но и совершают совместные поступки и действия.
Во время интеракции происходит взаимное влияние всех ее участников друг на друга, в результате деятельность становится максимально эффективной из-за появления общих взглядов, целей.
Субъекты взаимодействия прилагают усилия, направленные на достижение конкретного результата, в котором они заинтересованы.
Интерактивная сторона общения позволяет не только достигать целей в результате объединения усилий с другими людьми, но и развивать собственную личность.
Во время подобной коммуникации человек осознает свои поступки и желания, развивает новые качества. Часто эти качества заимствуются у других людей, за которыми осуществляется наблюдение во время совместной деятельности.
Формы и примеры
Обычно выделяют три формы интерактивного взаимодействия:
- Позитивное (кооперация, согласие, приспособление, ассоциация). В первом случае выражается в организации совместной деятельности, направленной на достижение желаемого для всех участников процесса результата. При кооперации некоторое число людей объединяется в общую группу для достижения единой цели. Согласие означает, что человек выражает свое одобрение позиции большинства, при этом необязательно сам участвуя в активной деятельности. Приспособление подразумевает, что человек подстраивается под предлагаемые обстоятельства. Ассоциация — наличие тесной связи между участниками процесса, которые схожи между собой.
- Состязательное (конкуренция, соперничество). Здесь на первое место выходит соревновательный момент.
При конкуренции происходит столкновение интересов субъектов, которые одновременно претендуют на одни те же блага или достижения. Причем подобный социальный процесс носит как положительный, так и отрицательный характер.
С одной стороны, участники конкурентной борьбы стараются приложить максимум усилий, совершенствуют навыки, разрабатывают эффективные стратегии. С другой стороны, они находятся в состоянии постоянно эмоционального напряжения и могут прибегать к запрещенным приемам ради получения желаемого. Соперничество подразумевает проявление стремления одержать верх над равным по силе оппонентом. Оно может проявляться открыто или скрыто. Соперники находятся в состоянии активной борьбы за власть, престиж, реализацию, признание и т.д. Они осознают, что кто-то один станет победителем, а другой — проигравшим, что стимулирует их к отстаиванию собственных интересов.
- Негативное (конфликт, оппозиция, диссоциация). В чем заключается? Во время совместной деятельности возникают серьезные препятствия для эффективного взаимодействия.
Конфликт является наиболее негативным вариантом интерактивного взаимодействия, при котором между участниками возникают серьезные разногласия и споры.
Оппозиция — проявление отрицательной реакции на предлагаемые действия, модель поведения или стратегию. Диссоциацией называют психический процесс, при котором человек защищает себя от неприятной ситуации при помощи отстранения от нее. Он представляет, что все происходящее имеет отношение к кому-то другому, а не к нему.
Позитивное интерактивное взаимодействие наблюдается во время любой эффективной совместной деятельности. Это может быть процесс обучения, работа над проектами, проведение культурно-массовых мероприятий, совместный досуг и многое другое.
Например, позитивной интеракцией можно назвать ситуацию, когда во время субботника коллектив организации совместными усилиями приводит в порядок территорию перед своим зданием.
Другой пример — совместные действия детей по уборке квартиры к приезду мамы.
Состязательная форма интеракции характерна для бизнеса, профессиональной деятельности.
Именно здесь происходит столкновение ключевых интересов людей, которые стремятся достичь карьерных успехов, реализовать амбиции, обеспечить себе материальное благополучие.
Занимающие одну позицию в компании сотрудники могут соперничать между собой во время выполнения проектов, поскольку каждый будет стремиться обратить на себя внимание начальства.
Негативная интеракция наносит значительный ущерб эмоциональному состоянию ее участников, снижает результативность их совместной деятельности.
Находящиеся в состоянии неприятия друг друга стороны не могут объединить усилия для достижения цели.
Так, конфликт между супругами, возникший при выборе новой мебели для квартиры, приведет к потере времени, появлению раздражения у обеих сторон, нежеланию прилагать усилия для поиска компромисса.
Это интересно: Стороны общения в психологии, их характеристика и значение
Проявление интерактивного аспекта общения
Аспект проявляется в наличии следующих характеристик совместной деятельности:
- общая цель;
- общие мотивы;
- единое пространство, в котором функционируют участники взаимодействия;
- установленное время для осуществления поставленных задач;
- координация действий участников;
- наличие закономерностей межличностного взаимодействия;
- передача информации.
Подобные характеристики свойственны всем формам интерактивного общения. Но при позитивной форме единство мотивов и целей приводит к кооперации усилий и получению совместного желаемого результата.
При состязательной и негативной формах цели и мотивы участников взаимодействия могут сочетаться, но объединения усилий происходить не будет ввиду противостояния интересов, взглядов, стратегий.
Функция
Данная функция связана с разработкой стратегии, принципа взаимодействия людей.
В итоге организуется совместная деятельность, направленная на получение результата.
Оппоненты получают возможность выстроить общение, наладить сотрудничество и в итоге достигнуть общих целей. Интеракция позволяет сторонам обменяться информацией, совершить конкретные действия.
Подобная функция общения имеет как социальное, так и психологическое значение. С социальной точки зрения происходит налаживание взаимосвязей между членами общества.
Люди выполняют социальные роли, которые соответствуют их положению, и в результате достигают поставленных задач.
Психологическое значение проявляется во взаимном влиянии индивидов друг на друга, в развитии во время совместной деятельности новых умений и черт характера, в установлении межличностных связей.
Это интересно: Достоинства и недостатки авторитарного стиля общения
От чего зависит?
Это компонент общения, отражающий непосредственное взаимодействие.
Подобное взаимодействие всегда приводит к какому-либо результату.
Причем результат может быть как положительным, так и отрицательным.
Данная сторона общения в значительной мере зависит от тех социальных ролей, которые налагаются на человека обществом. Так, молодая женщина может быть одновременно матерью, женой, начальником, дочерью, подругой и т.д.
Каждая социальная роль требует от нее выполнения обязательств, которые предполагают данные роли. Так, в качестве матери детей она посещает родительские собрания, утренники и мероприятия, которые проходят в школе и детском саду.
Она вступает в кооперацию с другими родителями, чтобы решать различные организационные вопросы. В качестве жены она выполняет обязанности по дому, решает совместно с мужем бытовые проблемы, взаимодействует с его родителями.
Роль начальника накладывает на нее обязательства по выстраиванию отношений с подчиненными, координации деятельности коллектива, выработке эффективной стратегии работы и т.д.
Соответствие поведения социальным ожиданиям подтверждается многочисленными интерактивными взаимодействиями, во время которых индивид совершает ожидаемые от него поступки.
Если во время общения человек демонстрирует неприемлемое с общественной точки зрения поведения, его интеракция с окружающими усложняется.
Взаимодействие и интеракция
Взаимодействие — действия людей, направленные друг на друга.
Индивиды вступают в контакты, так как находятся в зависимости и не могут самостоятельно существовать в обществе.
Именно по причине того, что человек является существом социальным, он не может реализовать себя без взаимодействия с другими людьми.
В процессе общения происходит обмен опытом, получение информации, развитие навыков, самосовершенствование, переосмысление убеждений и т.д.
У одних людей потребность во контактировать с окружающими больше, у других меньше. Но полностью абстрагироваться от совместной деятельности с остальными людьми невозможно.
Взаимодействие во время общения может носить различный характер:
- доброжелательный;
- нейтральный;
- враждебный.
Учитывая различные позиции, занимаемые сторонами, диалог для каждой из них может строиться на одном из принципов: доминирование, равноправие, подчинение.
Интеракция — взаимодействие людей во время коммуникации, планирование ими совместной деятельности и психологическое воздействие друг на друга. Любое взаимодействие является процессом взаимного влияния.
Если субъект А общается с субъектом Б, между ними устанавливается определенная связь.
Они не только поставляют друг другу информацию, но и планируют дальнейшую совместную деятельность, меняются в результате общения.
Любой человек, с которым мы взаимодействуем, оказывает влияние на нашу личность. А мы, в свою очередь, влияем на него.
Подобное воздействие может осуществляться не только на межличностном, но и на групповом уровне. В этом случае устанавливается диалог между социальными группами, которые влияют друг на друга.
Итак, интерактивная сторона общения играет важную роль в построении социальных отношений между субъектами общественной жизни. Существует три ключевых формы интеракции, которые проявляются различных социальных процессах.
Интерактивная сторона общения: