Люди в обществе постоянно взаимодействуют друг с другом посредством коммуникации.
Перцептивная сторона общения позволяет получить максимально точные представления о личности собеседника.
Какие средства общения относятся к вербальным? Узнайте об этом из нашей статьи.
Перцептивная сторона общения
В чем заключается перцептивная сторона общения?
Перцепция — это отражение человеком на когнитивном уровне тех объектов и явлений, с которыми он сталкивается.
Под перцептивной стороной общения, с психологической точки зрения, понимается восприятие другого человека, осознание особенностей другой личности.
Восприятие оппонента может происходить через понимание его установок, целей, мотивов и взглядов. В этом случае происходит формирование объективной оценки другой личности, свойства которой не перекликаются со свойствами самого познающего субъекта.
С другой стороны, в процессе восприятия собеседника может происходить не только его понимание, но и принятие. В этом случае все ценности и установки разделяются, согласовываются людьми.
Когда происходит подобное принятие, возникают близкие межличностные отношения различного уровня: привязанность, дружба, любовь и т.д.
При помощи перцептивной стороны общения мы «читаем» другого человека. От степени точности тех выводов, к которым мы приходим, зависит успешность коммуникации с индивидом. Неправильное определение личности собеседника может спровоцировать непонимание, конфликт.
к содержанию ↑Функции социальной перцепции
Социальная перцепция — это сложный процесс, во время которого происходит понимание, оценка людьми окружающих их социальных объектов (людей, групп, общностей).
В результате подобного процесса в сознании индивида формируются определенные устойчивые образы.
Кратко об основных функциях перцепции:
- Познание себя. Осознание себя через другие объекты. Именно во время социального взаимодействия человек получает информацию о самом себе, пищу для размышлений. Нередко восприятие личности собеседника помогает определить те присущие ему аспекты, которые находят отклик в собственном сознании. В итоге человек выявляет свои скрытые потребности, желания, сомнения.
- Познание партнера. Узнать человека, понять его взгляды и убеждения можно только при помощи коммуникации на перцептивном уровне. Это единственный способ получения достоверной информации о ком-либо.
Завоевать доверие, установить и эффективно развить контакт можно только в результате восприятия личности оппонента.
Человеческая деятельность невозможна вне общения. Товарищеские, дружеские, приятельские, любовные отношения невозможны без коммуникации.
- Организация совместной деятельности. Понимание или принятие субъектами социальных отношений друг друга является основой дальнейшего построения совместной деятельности. Четкое осознание мотивов, установок и ценностей партнера позволяет выработать модель эффективного взаимодействия с ним. Если речь идет не о взаимодействии индивидов между собой, а о взаимоотношениях в группе, то роль социальной перцепции только возрастает. Совместная деятельность членов группы становится эффективной только в том случае, когда все они способны принять или понять установки друг друга.
- Формирование взаимопонимания. В процессе общения люди достигают взаимопонимания, которое является цементирующим фактором любых социальных отношений (семейных, романтических, деловых и т.д.).
Обнаружение точек соприкосновения интересов, выявление общих взглядов и убеждений позволяет находить компромисс, получать удовольствие от совместной деятельности.
- Установление эмоциональных взаимоотношений. Человек является существом эмоциональным, поэтому любое социальное взаимодействие вызывает у него определенные эмоции. Когда люди контактируют, у них формируются определенные эмоциональные отношения: симпатия, враждебность, неприятие, радость и т.д.
Перцептивный компонент
Данный компонент позволяет грамотно трактовать внешность, поведение собеседника.
На основе полученной информации делается вывод об особенностях личности, причинах поступков.
Без перцепции коммуникации были бы достаточно поверхностными и нерезультативными. Человек воспринимал бы только «внешнюю картинку» — образ оппонента и его слова.
Реальные мысли, мотивы поведения, скрытые переживания и многое другое ускользало бы от внимания. Именно благодаря социальной перцепции появляется возможность точного восприятия окружающих объектов, выстраивания эффективного взаимодействия с ними.
Данный компонент проявляется в полной мере, когда человек свободен от стереотипов, заранее заданных установок и убеждений. Они мешают объективно оценивать партнера и заранее формируют некий образ в сознании, который нередко далек от реальности.
Также важно не спешить с заключением и дать себе время на формирование достоверной оценки. Часто люди делают ошибочные выводы о собеседнике, с которым они общались достаточно непродолжительное время.
Правильно оценить личность человека можно только в результате получения исчерпывающей информации о нем, наблюдения за ним в разных жизненных ситуациях.
Перцептивный компонент позволяет изменить уже сложившееся мнение об индивиде.
Иногда люди встречают человека, которого хорошо знали в прошлом, и с удивлением обнаруживают значительные изменения в его характере.
Подобная возможность отказаться от первичной оценки, сложившейся ранее, появляется в результате понимания и принятия тех характеристик собеседника, которые наблюдаются у него в текущий момент времени.
к содержанию ↑Аспекты
Изначально перцептивный аспект проявляется в визуальном восприятии собеседника. С точки зрения физиогномики существует определенная связь между чертами лица человека и его психологическими характеристиками, особенностями поведения.
Общаясь с оппонентом, мы подсознательно или осознанно анализируем его внешность и строим первые предположения относительно его личности.
Далее устанавливается определенное эмоциональное взаимодействие. Если разговор носит негативный характер, то, как правило, формируется отрицательное восприятие личности оппонента.
Если же беседа окрашена в позитивные тона, то и расположение к человеку появляется с большей вероятностью.
Именно здесь кроется основная проблема перцептивного аспекта — при первичном знакомстве мы можем делать неправильные выводы о личности партнера лишь на основании сложившегося мимолетного впечатления.
Достоверное восприятие другого субъекта возможно только в результате тщательного наблюдения за ним.
Во время коммуникации происходит наблюдение за словами, жестами, манерами, мимикой оппонента.
Полученная вербальная, невербальная информация позволяет сделать выводы и прийти к пониманию личности человека.
к содержанию ↑Механизмы
Механизмы перцептивной стороны общения предполагают:
- Рефлексия. Способность оценивать свои поступки и действия, делать выводы из сложившейся ситуации и осознавать желаемые пути дальнейшего развития событий.
Во время коммуникации мы стараемся представить впечатление, которое производим на собеседника. Если результат не соответствует ожиданиям, возникает рефлексия.
- Идентификация. Подразумевает уподобление себя другому индивиду. Во время диалога мы ставим себя на место другого человека и стараемся взглянуть на ситуацию его глазами, через призму его мировоззрения.
- Эмпатия. Это умение сопереживать, разделять эмоции. Наибольшая степень эмпатии свойственна людям с тонкой душевной организацией, развитой системой моральных ценностей. Они умеют четко оценивать состояние других людей, наблюдая за их поступками, словами, жестами и мимикой.
- Антропологические стереотипы. Оценка внутренних, психологических качеств личности строится на восприятии антропологических признаков человека. Например, человек решает для себя, что глубоко посаженные глаза собеседника свидетельствуют о скрытном и жестком характере, а изнеженные руки говорят о лени.
- Социальные стереотипы. Оценка личности партнера происходит на основании имеющейся информации о его социальном статусе, материальном положении, занимаемой должности и т.д.
- Эстетические стереотипы. Суждение о человеке строится на основании его внешней привлекательности.
Например, красивая и улыбчивая девушка воспринимается собеседниками как добрый и открытый человек, хотя ее внешняя привлекательность может никаким образом не отражать суть ее личности.
- Проекция. Наделение партнера по общению теми качествами, которые присущи самому субъекту. Это может происходить сознательно или неосознанно.
- Казуальная атрибуция. Интерпретация слов и поступков другого человека на основании собственных наблюдений, предположений.
Характеристика и особенности
Перцептивная сторона включает следующие важные процессы:
- восприятие физических особенностей субъекта;
- оценка невербальных сигналов, поступающих от оппонента (мимика, жесты, взгляд);
- восприятие поступающей словесной информации в процессе диалога;
- наблюдение за поведенческими реакциями;
- формирование на основе полученных данных представлений о намерениях, убеждениях, способностях, эмоциях собеседника;
- формирование эмоционального восприятия субъекта;
- установка эффективного взаимодействия (или отсутствие такой возможности).
Чем выше развиты перцептивные навыки у индивида, тем легче ему выстраивать коммуникации с другими членами общества, социальными группами и общностями.
Понимание характерных особенностей субъектов общения позволяет наиболее продуктивно организовывать взаимодействие с ними, избегать возможного непонимания, конфликтов.
К особенностям данного процесса следует отнести существенное влияние на него возрастного, профессионального, полового, эмоционального, психологического факторов.
Умение человека воспринимать других людей и выстраивать с ними отношения во многом зависит от жизненного опыта, эмоциональной чувствительности, уровня самооценки, интеллекта, конкретных обстоятельств, профессиональных навыков и т.д.
Так, уровень эмпатии (сопереживания собеседнику) напрямую зависит от эмоциональных качеств личности и наличия жизненного опыта в конкретном вопросе.
Человек, переживший в прошлом утрату, сможет разделить горечь потери со своим собеседником из-за наличия схожего опыта и понимания его чувств.
Отсутствие же подобного опыта в прошлом не позволит в полной мере проникнуться переживаниями партнера и понять его поведение.
Итак, перцептивная сторона общения играет большую роль в процессе взаимодействия людей друг с другом.
Умение чувствовать внутренний мир собеседника позволяет определить его убеждения и спрогнозировать поведение.
Перцептивная сторона общения: