Особенности перцептивной стороны общения в психологии


Перцептивная сторона общения в психологии

Люди в обществе постоянно взаимодействуют друг с другом посредством коммуникации.

Перцептивная сторона общения позволяет получить максимально точные представления о личности собеседника.

Содержание:

Перцептивная сторона общения


Перцептивная сторона общения: понятие

В чем заключается перцептивная сторона общения?

Перцепция — это отражение человеком на когнитивном уровне тех объектов и явлений, с которыми он сталкивается.

Под перцептивной стороной общения, с психологической точки зрения, понимается восприятие другого человека, осознание особенностей другой личности.

Восприятие оппонента может происходить через понимание его установок, целей, мотивов и взглядов. В этом случае происходит формирование объективной оценки другой личности, свойства которой не перекликаются со свойствами самого познающего субъекта.

С другой стороны, в процессе восприятия собеседника может происходить не только его понимание, но и принятие. В этом случае все ценности и установки разделяются, согласовываются людьми.

Когда происходит подобное принятие, возникают близкие межличностные отношения различного уровня: привязанность, дружба, любовь и т.д.

При помощи перцептивной стороны общения мы «читаем» другого человека. От степени точности тех выводов, к которым мы приходим, зависит успешность коммуникации с индивидом. Неправильное определение личности собеседника может спровоцировать непонимание, конфликт.

к содержанию ↑

Функции социальной перцепции

Каковы функции социальной перцепции?

Социальная перцепция — это сложный процесс, во время которого происходит понимание, оценка людьми окружающих их социальных объектов (людей, групп, общностей).

В результате подобного процесса в сознании индивида формируются определенные устойчивые образы.

Кратко об основных функциях перцепции:

  1. Познание себя. Осознание себя через другие объекты. Именно во время социального взаимодействия человек получает информацию о самом себе, пищу для размышлений. Нередко восприятие личности собеседника помогает определить те присущие ему аспекты, которые находят отклик в собственном сознании. В итоге человек выявляет свои скрытые потребности, желания, сомнения.
  2. Познание партнера. Узнать человека, понять его взгляды и убеждения можно только при помощи коммуникации на перцептивном уровне. Это единственный способ получения достоверной информации о ком-либо.

    Завоевать доверие, установить и эффективно развить контакт можно только в результате восприятия личности оппонента.

    Человеческая деятельность невозможна вне общения. Товарищеские, дружеские, приятельские, любовные отношения невозможны без коммуникации.

  3. Функции социальной перцепции в отношениях

  4. Организация совместной деятельности. Понимание или принятие субъектами социальных отношений друг друга является основой дальнейшего построения совместной деятельности. Четкое осознание мотивов, установок и ценностей партнера позволяет выработать модель эффективного взаимодействия с ним. Если речь идет не о взаимодействии индивидов между собой, а о взаимоотношениях в группе, то роль социальной перцепции только возрастает. Совместная деятельность членов группы становится эффективной только в том случае, когда все они способны принять или понять установки друг друга.
  5. Формирование взаимопонимания. В процессе общения люди достигают взаимопонимания, которое является цементирующим фактором любых социальных отношений (семейных, романтических, деловых и т.д.).

    Обнаружение точек соприкосновения интересов, выявление общих взглядов и убеждений позволяет находить компромисс, получать удовольствие от совместной деятельности.

  6. Установление эмоциональных взаимоотношений. Человек является существом эмоциональным, поэтому любое социальное взаимодействие вызывает у него определенные эмоции. Когда люди контактируют, у них формируются определенные эмоциональные отношения: симпатия, враждебность, неприятие, радость и т.д.
к содержанию ↑

Перцептивный компонент



Что дает перцептивный компонент?

Данный компонент позволяет грамотно трактовать внешность, поведение собеседника.

На основе полученной информации делается вывод об особенностях личности, причинах поступков.

Без перцепции коммуникации были бы достаточно поверхностными и нерезультативными. Человек воспринимал бы только «внешнюю картинку» — образ оппонента и его слова.

Реальные мысли, мотивы поведения, скрытые переживания и многое другое ускользало бы от внимания. Именно благодаря социальной перцепции появляется возможность точного восприятия окружающих объектов, выстраивания эффективного взаимодействия с ними.

Данный компонент проявляется в полной мере, когда человек свободен от стереотипов, заранее заданных установок и убеждений. Они мешают объективно оценивать партнера и заранее формируют некий образ в сознании, который нередко далек от реальности.

Также важно не спешить с заключением и дать себе время на формирование достоверной оценки. Часто люди делают ошибочные выводы о собеседнике, с которым они общались достаточно непродолжительное время.

Правильно оценить личность человека можно только в результате получения исчерпывающей информации о нем, наблюдения за ним в разных жизненных ситуациях.

Перцептивный компонент и его значение

Перцептивный компонент позволяет изменить уже сложившееся мнение об индивиде.

Иногда люди встречают человека, которого хорошо знали в прошлом, и с удивлением обнаруживают значительные изменения в его характере.

Подобная возможность отказаться от первичной оценки, сложившейся ранее, появляется в результате понимания и принятия тех характеристик собеседника, которые наблюдаются у него в текущий момент времени.

к содержанию ↑

Аспекты

Изначально перцептивный аспект проявляется в визуальном восприятии собеседника. С точки зрения физиогномики существует определенная связь между чертами лица человека и его психологическими характеристиками, особенностями поведения.

Общаясь с оппонентом, мы подсознательно или осознанно анализируем его внешность и строим первые предположения относительно его личности.

Далее устанавливается определенное эмоциональное взаимодействие. Если разговор носит негативный характер, то, как правило, формируется отрицательное восприятие личности оппонента.

Если же беседа окрашена в позитивные тона, то и расположение к человеку появляется с большей вероятностью.

Именно здесь кроется основная проблема перцептивного аспекта — при первичном знакомстве мы можем делать неправильные выводы о личности партнера лишь на основании сложившегося мимолетного впечатления.

Аспекты перцепции

Достоверное восприятие другого субъекта возможно только в результате тщательного наблюдения за ним.

Во время коммуникации происходит наблюдение за словами, жестами, манерами, мимикой оппонента.

Полученная вербальная, невербальная информация позволяет сделать выводы и прийти к пониманию личности человека.

к содержанию ↑

Механизмы


Механизмы перцептивной стороны общения предполагают:

  1. Рефлексия. Способность оценивать свои поступки и действия, делать выводы из сложившейся ситуации и осознавать желаемые пути дальнейшего развития событий.

    Во время коммуникации мы стараемся представить впечатление, которое производим на собеседника. Если результат не соответствует ожиданиям, возникает рефлексия.

  2. Идентификация. Подразумевает уподобление себя другому индивиду. Во время диалога мы ставим себя на место другого человека и стараемся взглянуть на ситуацию его глазами, через призму его мировоззрения.
  3. Механизмы перцептивной стороны

  4. Эмпатия. Это умение сопереживать, разделять эмоции. Наибольшая степень эмпатии свойственна людям с тонкой душевной организацией, развитой системой моральных ценностей. Они умеют четко оценивать состояние других людей, наблюдая за их поступками, словами, жестами и мимикой.
  5. Антропологические стереотипы. Оценка внутренних, психологических качеств личности строится на восприятии антропологических признаков человека. Например, человек решает для себя, что глубоко посаженные глаза собеседника свидетельствуют о скрытном и жестком характере, а изнеженные руки говорят о лени.
  6. Социальные стереотипы. Оценка личности партнера происходит на основании имеющейся информации о его социальном статусе, материальном положении, занимаемой должности и т.д.
  7. Эстетические стереотипы. Суждение о человеке строится на основании его внешней привлекательности.

    Например, красивая и улыбчивая девушка воспринимается собеседниками как добрый и открытый человек, хотя ее внешняя привлекательность может никаким образом не отражать суть ее личности.

  8. Проекция. Наделение партнера по общению теми качествами, которые присущи самому субъекту. Это может происходить сознательно или неосознанно.
  9. Казуальная атрибуция. Интерпретация слов и поступков другого человека на основании собственных наблюдений, предположений.
к содержанию ↑

Характеристика и особенности

Характеристика и особенности процесса

Перцептивная сторона включает следующие важные процессы:

  • восприятие физических особенностей субъекта;
  • оценка невербальных сигналов, поступающих от оппонента (мимика, жесты, взгляд);
  • восприятие поступающей словесной информации в процессе диалога;
  • наблюдение за поведенческими реакциями;
  • формирование на основе полученных данных представлений о намерениях, убеждениях, способностях, эмоциях собеседника;
  • формирование эмоционального восприятия субъекта;
  • установка эффективного взаимодействия (или отсутствие такой возможности).

Чем выше развиты перцептивные навыки у индивида, тем легче ему выстраивать коммуникации с другими членами общества, социальными группами и общностями.

Понимание характерных особенностей субъектов общения позволяет наиболее продуктивно организовывать взаимодействие с ними, избегать возможного непонимания, конфликтов.

К особенностям данного процесса следует отнести существенное влияние на него возрастного, профессионального, полового, эмоционального, психологического факторов.

Умение человека воспринимать других людей и выстраивать с ними отношения во многом зависит от жизненного опыта, эмоциональной чувствительности, уровня самооценки, интеллекта, конкретных обстоятельств, профессиональных навыков и т.д.

Характеристика и особенности стороны

Так, уровень эмпатии (сопереживания собеседнику) напрямую зависит от эмоциональных качеств личности и наличия жизненного опыта в конкретном вопросе.

Человек, переживший в прошлом утрату, сможет разделить горечь потери со своим собеседником из-за наличия схожего опыта и понимания его чувств.

Отсутствие же подобного опыта в прошлом не позволит в полной мере проникнуться переживаниями партнера и понять его поведение.

Итак, перцептивная сторона общения играет большую роль в процессе взаимодействия людей друг с другом.

Умение чувствовать внутренний мир собеседника позволяет определить его убеждения и спрогнозировать поведение.

Перцептивная сторона общения:






Наша интересная группа Вконтакте:


Понравилась статья? Следите за обновлениями сайта В Контакте или Твиттере. Подпишитесь на свежие материалы по E-Mail:


Автор статьи - Тришкина Светлана Николаевна. Есть вопрос? Спросите в комментариях к статье.

Добавить комментарий