Что такое коммуникативное общение?

Коммуникативное общение

Важной составляющей совместной деятельности является информационный обмен между субъектами.

Коммуникативное общение осуществляется при помощи различных средств и приемов.


Основные понятия: кратко

Основные понятия темы: кратко

Общение представляет собой сложный, многоуровневый процесс социального взаимодействия между людьми, группами.

Информационно-коммуникативная функция общения заключается в установлении взаимопонимания, взаимосвязи между субъектами совместной деятельности.

Процесс общения включает коммуникативную составляющую (обмен информацией), интеракцию (непосредственную деятельность), перцепцию (восприятие, познание оппонента).

Коммуникация — это активное взаимодействие, во время которого происходит обмен информацией.

Ее успешность зависит от того, насколько транслируемые одним собеседником сведения достоверно и объективно воспринимаются вторым собеседником.

Общение и коммуникация: сходства и различия


Чем общение отличается от коммуникации? Оба процесса являются формами взаимодействия между людьми, необходимыми для построения межличностных, деловых отношений.

При этом существует ряд отличий, которые не позволяют объединять понятия в один общий процесс:

Общение

Коммуникация

Взаимный обмен информацией между равноправными субъектами.

Направленность информации от субъекта (источника сведений) к объекту (слушателю).

Организация взаимодействия может происходить спонтанно, без наличия конкретной цели.

Всегда присутствует конкретная цель как минимум у одного из оппонентов.

Возникают сложные ответные реакции, эмоции, личные симпатии и антипатии.

Отсутствуют сложные эмоциональные реакции, личностные связи между людьми.

Что такое коммуникативное общение?

Что такое коммуникативное общение: определение

Общение как коммуникативный процесс представляет собой взаимодействие между людьми, обеспечивающее информационный обмен.

Оно состоит из пяти последовательных компонентов, каждый из которых выполняет определенную функцию:

  1. Источник сведений. Это субъект взаимодействия, который располагает информацией и готов ею поделиться.
  2. Передатчик. Он преобразует транслируемые данные в сигналы, передаваемые по каналу связи (как правило, это речь — устная или письменная).
  3. Канал связи. Путь, по которому информация доходит от субъекта к объекту (личный контакт, письмо, сообщение, газетная статья и т.д.).
  4. Приемник. Он декодирует сигналы и переводит их в сообщение (зрение, слух, мышление).
  5. Получатель. Индивид, которому предназначено сообщение.

Таким образом, коммуникативное общение возможно только при наличии определенных средств построения взаимодействия и готовности сторон участвовать в процессе отправки и приема информации.

Функция и аспекты


Основные функция и аспекты

Функция заключается в передаче данных между людьми.

Общение как обмен информацией дает возможность делиться различными идеями, мыслями, открытиями, представлениями, чувствами и эмоциями.

В зависимости от открытости и готовности индивида принимать те сведения, которые поступают к нему от его собеседника, зависит эффективность коммуникации, ее продуктивность.

Так, информация может быть принята и понята лишь частично, поверхностно. Часто происходит полная потеря изначального смысла транслируемых сведений.

Это связано с тем, что у каждого человека есть своя система ценностей, взглядов и убеждений. Соответственно, одни и те же понятия вызывают разные ассоциации и представления.

Когда субъект и объект коммуникации находятся на разных уровнях развития (интеллектуального, духовного, эмоционального) рассчитывать на полноценный обмен информацией не следует.

Если же исходящие от субъекта сведения не только принимаются, но в полной мере осознаются и разделяются объектом, происходит полноценная коммуникация. Ключевые аспекты процесса:

    Ключевые функции и аспекты процесса

  1. Выравнивание имеющихся у индивидов различий ввиду их разной информированности о предмете обсуждения.
  2. Передача и принятие значений. Происходит непосредственно процесс информирования, обучения и т.д.
  3. Стремление понять собеседника. Оппоненты прилагают усилия для того, чтобы уровень передачи информации был максимально высок. Субъект старается ее представить в ключе, понятном для объекта. А объект, в свою очередь, прилагает усилия для объективной оценки полученных сведений и их осмысления.
  4. Оценка полученных результатов. Судить о продуктивности коммуникации можно по тому, к каким результатам пришли стороны. Позитивные варианты — это компромисс, согласие, принятие. Негативное развитие событий подразумевает наличие непонимания, несогласия, отрицания.

Навыки и стили

Общение как коммуникативная деятельность требует определенных умений. Наибольшего успеха в обществе добиваются люди, умеющие грамотно общаться с окружающими.

В каждой социальной сфере, группе существуют свои правила общения и поведения. Более того, каждый человек требует индивидуального подхода в зависимости от его возраста, темперамента, статуса и т.д.

Эффективные навыки и стили

Эффективность коммуникативного общения напрямую зависит от личных качеств и имеющегося опыта.

Навыки ведения грамотного информационного обмена можно осваивать на практике и постоянно совершенствовать.

В чем это выражается? В повседневной жизни и в бизнесе наиболее актуальны следующие навыки коммуникации:

  • умение выражать заинтересованность темой разговора;
  • умение слушать собеседника, не перебивая его;
  • избегание ненужных споров, возражений, оценочных суждений;
  • стремление к обсуждению позитивных тем и игнорированию любых негативных аспектов в любом разговоре;
  • избегание категоричности (мягкость тона и готовность пересмотреть свою позицию);
  • обширный словарный запас;
  • деликатность и воспитанность;
  • лаконичность;
  • структурированность речи;
  • демонстрация интереса к мнению оппонента по обсуждаемой теме;
  • избегание упреков, обвинений, критики;
  • ненавязчивое использование комплиментов, благодарности, похвалы.

Стили коммуникативного общения:

    Навыки и стили коммуникации

  1. Ритуальный. Этот стиль напрямую зависит от той культурной среды, в которой люди существуют. Так, в западном обществе принято при встрече задавать ни к чему не обязывающий вопрос о состоянии дел в жизни («Как дела?») и получать ожидаемый поверхностный ответ («Все нормально»). При этом реальное положение вещей никого не интересует. В нашей стране люди при встрече начинают подробно и красочно описывать все события последнего периода их жизни и в ответ с удовольствием слушают не менее эмоциональное повествование собеседника о его жизни. Соответственно, встретившиеся представители разных культур попросту не смогут принять и понять ритуалы друг друга.
  2. Императивный. Авторитарное взаимодействие, при котором занимающий главенствующее положение субъект оказывает влияние на объект, находящийся в состоянии подчинения. В качестве средств связи используются различные предписания, приказы, распоряжения.

    Подобный стиль коммуникации распространен в армии, в организациях со строгой системой иерархии.

  3. Манипулятивный. Цель субъекта коммуникации заключается в том, чтобы добиться подчинения объекта своей воле. Причем влияние оказывается завуалированно, чтобы человек не смог понять, что им в данный момент манипулируют. Такой стиль коммуникации губителен для обеих сторон, поскольку основной целью становится не обмен информацией, а преследование личных мотивов. Как правило, манипуляторы настолько вживаются в свою роль, что начинают проявлять подобное поведение во всех сферах своей жизни.
  4. Гуманистический. Это наиболее эффективный стиль, при котором наблюдается полное взаимопонимание между сторонами. Субъект и объект обладают одинаковыми правами, в результате чего информация воспринимается максимально открыто и эффективно.

Сторона


Коммуникативная сторона общения в психологии

Что предполагает коммуникативная сторона общения?

Коммуникация представляет собой не просто перемещение информации, а взаимный обмен.

Общий смысл вырабатывается, когда сведения не только принимаются, но и осмысливаются.

Соответственно, коммуникация становится возможной, когда источник сведений и их получатель обладают схожей системой кодирования и декодирования. Иными словами, они должны общаться на «одном языке».

Часто построить взаимодействие мешают коммуникативные барьеры. Например, взрослый человек не может объяснить двухлетнему ребенку вопрос, который находится за пределами понимания ребенка.

Это объясняется наличием возрастного барьера, из-за которого у субъекта и объекта взаимодействия значительно отличаются уровни интеллектуального развития.

Также ученый не сможет доступно донести информацию по научному вопросу до спортсмена, поскольку у них разные уровни знаний о предмете обсуждения.

Средства

Средства коммуникации в психологии делят на две основные группы:

  1. Вербальные. Знаковой системой, при помощи которой передается информация, является речь. Это универсальное средство коммуникации. Во время речевого общения смысл передаваемых от субъекта объекту сведений усваивается лучше всего. При помощи речи коммуникатор (говорящий) кодирует информацию, а реципиент (слушатель) ее декодирует.
  2. Невербальные. Часто значение слов, произнесенных говорящим человеком, варьируется в зависимости от его невербальных сигналов (жестикуляция, мимика, тональность голоса, взгляд, поза, паузы и т.д.). То есть, важно не то, что человек говорит, но и то, как он говорит.

Функция речи


Функция речи человека

Речь — форма общения людей между собой при помощи языковых конструкций, создаваемых по определенным правилам.

Это основной способ взаимодействия, который позволяет максимально эффективно обмениваться мыслями, идеями, взглядами, знаниями.

В речевом общении участвуют два субъекта — создающий речевое высказывание и принимающий его. Это активное, целенаправленное взаимодействие, обусловленное конкретной ситуацией.

Виды речевой деятельности:

  • говорение;
  • слушание,
  • письмо,
  • чтение.

Более эмоционально окрашенной является устная речь. Во время устного общения люди могут не только получать конкретную информацию, но и вступать в невербальный контакт с собеседником.

Соответственно, появляется дополнительная возможность получения данных, субъективной оценки ситуации. Устная речь делится на монологическую, диалогическую и групповую.

Монолог применятся в ситуациях, когда требуется целенаправленно передать информацию. В этом случае конкретное лицо при помощи связного повествования сообщает о каких-либо фактах, явлениях, событиях.

Функция и значение речи

Диалог представляет собой разговор двух или более человек, состоящий из отдельных реплик.

Это могут быть чередующиеся обращения или беседа.

Под групповой речью понимается коллективное взаимодействие, во время которого применяются монологи и диалоги. Активно используется при проведении общественных, культурно-массовых мероприятий.

Письменная речь позволяет получить информацию, но не дает представления о реальном настроении и намерениях подготовившего сообщение субъекта.

Во время чтения текста, человек непроизвольно рисует в воображении собственные образы и впечатления, которые ассоциируются у него с написанным.

Тем не менее, при отсутствии возможности организации устной беседы именно переписка является единственным способом коммуникации.

Таким образом, коммуникативное общение обеспечивает информационный обмен между людьми. Передача сведений происходит при помощи вербальных, невербальных средств коммуникации.

Коммуникативная сторона общения:



Понравилась статья? Следите за обновлениями сайта В Контакте или Твиттере. Подпишитесь на свежие материалы по E-Mail:


Автор статьи - Тришкина Светлана Николаевна. Есть вопрос? Спросите в комментариях к статье.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *