Значение и виды коммуникации в психологии

Виды коммуникации в психологии

Совместная деятельность людей становится возможной благодаря возникновению коммуникации между ними.

В психологии значительное внимание уделяется изучению данной стороны общения.


Коммуникативная психология

Коммуникативная психология: понятие

Коммуникация — это обмен информацией между субъектами общественных отношений.

Умение общаться с окружающими — залог достижения успеха в современном обществе.

Высокий уровень коммуникативных способностей помогает человеку решать личностные проблемы, устанавливать социальные контакты, достигать профессиональных успехов.

Коммуникативная психология изучает механизмы взаимодействия социальных субъектов между собой.

В каждой сфере общественных отношений существуют свои правила коммуникации. Характер передачи информации при межличностном общении и во время деловых контактов значительно отличается.

Так, в сфере бизнеса психологи рассматривают коммуникативные навыки как способность вести переговоры, оказывать влияние, завоевывать уважение и т.д.

Коммуникативные навыки являются не только проявлением врожденных способностей, но и результатом работы над собой. Психологические тренинги помогают вырабатывать и закреплять умения, которые позволят более эффективно взаимодействовать с окружающими.

Коммуникатор: понятие и характеристика


Коммуникатор - кто это: понятие и характеристика

Коммуникатор — это человек, группа лиц или организация, которые выступают в качестве источника информации.

Эффективное взаимодействие коммуникатора с его собеседником (или аудиторией) возможно в том случае, когда обе стороны имеют необходимый базовый уровень знаний по теме, изъясняются понятным для них способом, проявляют заинтересованность в текущем контакте.

Результативность общения также зависит от того, насколько коммуникатор соответствует необходимым характеристикам:

  1. Досконально разбирается в вопросе. В профессиональной сфере наибольшее доверие вызывает информация, которую транслирует человек, являющийся специалистом в своей области.

    В межличностных отношениях также располагают к себе субъекты, которые хорошо разбираются в предмете обсуждения.

  2. Открытость к общению. Доброжелательные, улыбчивые люди с прямым взглядом моментально располагают к себе окружающих. Воспринимать информацию, транслируемую таким коммуникатором, легко и приятно.
  3. Коммуникатор: общее понятие и характеристика

  4. Контактность. Способность устанавливать связь с объектом. Внимание собеседника полностью поглощается обсуждаемой темой.
  5. Коммуникативная совместимость. Положительный результат не будет достигнут, если стороны находятся на разных уровнях. Это может касаться духовного развития, профессионализма, нравственных ценностей и т.д. Важно, чтобы участники взаимодействия имели точки соприкосновения и говорили «на одном языке».
  6. Адаптивность. Чем легче индивид приспосабливается к предлагаемым обстоятельствам, тем выше уровень его адаптивных способностей. Соответственно, он может без проблем подстроиться под любого собеседника, выбрав наиболее оптимальный способ подачи информации.

Коммуникативность

Это способность личности устанавливать контакт с окружающими людьми с целью передачи им сведений.

Основные компоненты коммуникативности: разговорчивость, активность, эмоциональная реактивность, уверенность, доброжелательность, авторитет.

Для личностей с развитой коммуникативностью общение представляет большую ценность и интерес. При помощи перечисленных черт характера человек легко достигает поставленных перед собой целей.

Само общение он рассматривает одновременно как средство достижения желаемого результата и как процесс, доставляющий положительные эмоции.

Коммуникативность - определение

Каждый межличностный и деловой контакт представляет для него очередную возможность проверить имеющиеся навыки и выработать новые.

В итоге формируется определенный коммуникативный опыт, который повышает эффективность последующих взаимодействий.

У личностей с развитой коммуникативностью присутствуют следующие черты:

  • высокий уровень интеллекта, эрудиции;
  • четкое понимание собственных потребностей;
  • готовность подстраиваться под новые обстоятельства, под предлагаемую ситуацию;
  • уважение и принятие социальных норм, убеждений, интересов других индивидов, групп, организаций;
  • объективная оценка своих способностей;
  • умение контролировать собственные эмоции;
  • умение адекватно оценивать окружающую обстановку, других людей;
  • уверенное владение вербальными, невербальными навыками общения.

Большое значение имеет жизненный опыт, накопленный человеком. Маленькие дети даже в раннем возрасте, общаясь с окружающими, осваивают первые навыки коммуникативного общения. По мере социализации в обществе эти умения совершенствуются.

Чем активнее протекает социальная жизнь человека, тем быстрее вырабатываются и больше накапливаются необходимые навыки.

Как проявляются способности?


Как проявляются данные способности?

Проявляются в особом психологическом складе личности, от которого зависит эффективность информационного обмена с окружающими людьми.

Успех человека в жизни определяется не только его характером, темпераментом и судьбой.

Большое значение имеет именно тип взаимодействия с окружающими людьми, умение выстраивать с ними контакт.

Нередко личности, обладающие большим количеством положительных черт характера и высоким уровнем интеллекта, не добиваются успеха в обществе, на работе или в личной жизни из-за низкого уровня развития коммуникативных навыков.

Они попросту не умеют донести до окружающих информацию так, чтобы она была воспринята нужным образом. В этом случае говорят о низком уровне коммуникативных способностей.

Если же человек всегда находит подход к собеседнику или аудитории, умеет приспособиться к предлагаемой ситуации и легко оказывает влияние, то в его случае коммуникативные способности развиты высоко.

Данные черты характера во многом заложены от природы, но существенное значение имеет влияние близких людей и среды.

Чем больше родители посвящают времени общению с ребенком и прививанию ему навыков взаимодействия с окружающими, тем легче в дальнейшем ему устанавливать межличностные и деловые контакты.

Также значительную роль играет работа над собой, поскольку навыки общения можно вырабатывать опытным путем. Помогает чтение специальной литературы, самоконтроль, консультации со специалистами, участие в тренингах.

Как проявляются способности: компоненты

Коммуникативные способности включают следующие компоненты:

  1. Информационный. Способность привлечь внимание оппонента, заинтересовать его темой обсуждения, а также — обладание навыками вербального, невербального общения.
  2. Аффективный. Умение распознать эмоциональное состояние собеседника и грамотно подстроиться под него, проявляя при необходимости понимание, участие, сочувствие.
  3. Регуляционный. Способность принимать поддержку и ее проявлять. Это позволяет наиболее продуктивно взаимодействовать с людьми, снижая до минимума вероятность возникновения конфликтов.

Виды общения

По иерархии, которая существует между сторонами взаимодействия, коммуникации делятся на три вида:

  1. Горизонтальные. Это общение двух равных оппонентов, которые обмениваются информацией с целью организации эффективной совместной деятельности.
  2. Вертикальные. Общение происходит между субъектами, стоящими на разных уровнях иерархии.

    В межличностных отношениях это взаимодействие между родителем, имеющим авторитет, и ребенком. В профессиональной среде это распоряжения, приказы и рекомендации обладающего властью руководства к своим подчиненным.

  3. Диагональные. Перекрестное взаимодействие между авторитетными личностями и индивидами, занимающими подчиненные позиции.

Виды и иерархия общения

Также коммуникации классифицируются в зависимости от того, кто выступает в качестве субъектов:

  • межличностные (контакт устанавливается между конкретными людьми);
  • организационные (обмен информацией между одним индивидом и аудиторией или между разными социальными группами).

По характеру взаимоотношений коммуникации бывают:

  1. Формальные. В организациях для поддержания иерархии во взаимоотношениях между сотрудниками и руководством, а также для взаимодействия сотрудников друг с другом по деловым вопросам. Все подобное общение строится на правилах, установленных нормативными документами.
  2. Неформальные. Сплетни, обсуждения, разговоры на общие темы и т.д. Это обычные формы общения людей между собой в повседневной жизни. Отличаются яркой эмоциональной окраской, наличием интереса к теме обсуждения.

Коммуникации разделяются по способу передачи информации: вербальные (устная и письменная речь), невербальные (жесты, мимика, тембр голоса и т.д.).

Потребности участников также определяют вид взаимодействия:

  • получение информации;
  • передача информации;
  • удовлетворение эмоциональной потребности;
  • согласование действий.

Массовая коммуникация


Массовая коммуникация: эффекты

Под массовой коммуникацией понимается процесс формирования массового сознания при помощи соответствующих средств.

К средствам массовой коммуникации относятся популярные средства передачи информации:

  • печать (газеты, журналы);
  • радио;
  • телевидение;
  • интернет.

Массовая коммуникация осуществляется при помощи формирования определенных текстовых или звуковых сообщений, которые транслируются обществу. В итоге происходит целенаправленное воздействие на массовое сознание, которое позволяет управлять общественными процессами, настроениями людей.

Любая информация содержит в себе определенные ценности, установки и взгляды, которые невольно перенимаются людьми, восприимчивыми к поступающим сведениям.

Типичный пример — моментальное распространение в подростковой среде различных модных тенденций и увлечений, демонстрируемых в интернете. Восприимчивая подростковая психика реагирует на образы, которые навязываются через электронные средства передачи данных.

Поскольку эти образы создаются специалистами, прекрасно разбирающимися в методах и способах воздействия на выбранную аудиторию, сила их воздействия оказывается значительной.

Массовая коммуникация: феномены

Массовая коммуникация является неотъемлемой частью современного общества.

Она активно применяется в сфере политики, экономики, культуры.

Нередко она становится не только способом передачи информации в массы, но и серьезной проблемой, которая наносит ущерб обществу.

Основные феномены массовой коммуникации:

  • формирование ценностных установок у участников взаимодействия;
  • идентификация индивидов с теми нормами и тенденциями, которые им транслируются средствами связи;
  • высокая степень убеждающего воздействия на аудиторию;
  • формирование основных направлений общественного сознания;
  • реализация феноменов подражания, диффузии;
  • воздействие на мышление, поведение социальных групп.

Таким образом, коммуникация является процессом обмена информацией между субъектами взаимодействия.

Чем выше развиты у человека навыки подобного общения, чем легче ему добиться успеха в обществе.

Понятие коммуникации:



Понравилась статья? Следите за обновлениями сайта В Контакте или Твиттере. Подпишитесь на свежие материалы по E-Mail:


Автор статьи - Тришкина Светлана Николаевна. Есть вопрос? Спросите в комментариях к статье.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *