Совместная деятельность людей становится возможной благодаря возникновению коммуникации между ними.
В психологии значительное внимание уделяется изучению данной стороны общения.
Что такое коммуникативное общение? Узнайте об этом из нашей статьи.
Оглавление
Коммуникативная психология
Коммуникация — это обмен информацией между субъектами общественных отношений.
Умение общаться с окружающими — залог достижения успеха в современном обществе.
Высокий уровень коммуникативных способностей помогает человеку решать личностные проблемы, устанавливать социальные контакты, достигать профессиональных успехов.
Коммуникативная психология изучает механизмы взаимодействия социальных субъектов между собой.
В каждой сфере общественных отношений существуют свои правила коммуникации. Характер передачи информации при межличностном общении и во время деловых контактов значительно отличается.
Так, в сфере бизнеса психологи рассматривают коммуникативные навыки как способность вести переговоры, оказывать влияние, завоевывать уважение и т.д.
Коммуникативные навыки являются не только проявлением врожденных способностей, но и результатом работы над собой. Психологические тренинги помогают вырабатывать и закреплять умения, которые позволят более эффективно взаимодействовать с окружающими.
Коммуникатор: понятие и характеристика
Коммуникатор — это человек, группа лиц или организация, которые выступают в качестве источника информации.
Эффективное взаимодействие коммуникатора с его собеседником (или аудиторией) возможно в том случае, когда обе стороны имеют необходимый базовый уровень знаний по теме, изъясняются понятным для них способом, проявляют заинтересованность в текущем контакте.
Результативность общения также зависит от того, насколько коммуникатор соответствует необходимым характеристикам:
- Досконально разбирается в вопросе. В профессиональной сфере наибольшее доверие вызывает информация, которую транслирует человек, являющийся специалистом в своей области.
В межличностных отношениях также располагают к себе субъекты, которые хорошо разбираются в предмете обсуждения.
- Открытость к общению. Доброжелательные, улыбчивые люди с прямым взглядом моментально располагают к себе окружающих. Воспринимать информацию, транслируемую таким коммуникатором, легко и приятно.
- Контактность. Способность устанавливать связь с объектом. Внимание собеседника полностью поглощается обсуждаемой темой.
- Коммуникативная совместимость. Положительный результат не будет достигнут, если стороны находятся на разных уровнях. Это может касаться духовного развития, профессионализма, нравственных ценностей и т.д. Важно, чтобы участники взаимодействия имели точки соприкосновения и говорили «на одном языке».
- Адаптивность. Чем легче индивид приспосабливается к предлагаемым обстоятельствам, тем выше уровень его адаптивных способностей. Соответственно, он может без проблем подстроиться под любого собеседника, выбрав наиболее оптимальный способ подачи информации.
Это интересно: Как стать более коммуникабельным человеком: рекомендации
Коммуникативность
Это способность личности устанавливать контакт с окружающими людьми с целью передачи им сведений.
Основные компоненты коммуникативности: разговорчивость, активность, эмоциональная реактивность, уверенность, доброжелательность, авторитет.
Для личностей с развитой коммуникативностью общение представляет большую ценность и интерес. При помощи перечисленных черт характера человек легко достигает поставленных перед собой целей.
Само общение он рассматривает одновременно как средство достижения желаемого результата и как процесс, доставляющий положительные эмоции.
Каждый межличностный и деловой контакт представляет для него очередную возможность проверить имеющиеся навыки и выработать новые.
В итоге формируется определенный коммуникативный опыт, который повышает эффективность последующих взаимодействий.
У личностей с развитой коммуникативностью присутствуют следующие черты:
- высокий уровень интеллекта, эрудиции;
- четкое понимание собственных потребностей;
- готовность подстраиваться под новые обстоятельства, под предлагаемую ситуацию;
- уважение и принятие социальных норм, убеждений, интересов других индивидов, групп, организаций;
- объективная оценка своих способностей;
- умение контролировать собственные эмоции;
- умение адекватно оценивать окружающую обстановку, других людей;
- уверенное владение вербальными, невербальными навыками общения.
Большое значение имеет жизненный опыт, накопленный человеком. Маленькие дети даже в раннем возрасте, общаясь с окружающими, осваивают первые навыки коммуникативного общения. По мере социализации в обществе эти умения совершенствуются.
Чем активнее протекает социальная жизнь человека, тем быстрее вырабатываются и больше накапливаются необходимые навыки.
Как проявляются способности?
Проявляются в особом психологическом складе личности, от которого зависит эффективность информационного обмена с окружающими людьми.
Успех человека в жизни определяется не только его характером, темпераментом и судьбой.
Большое значение имеет именно тип взаимодействия с окружающими людьми, умение выстраивать с ними контакт.
Нередко личности, обладающие большим количеством положительных черт характера и высоким уровнем интеллекта, не добиваются успеха в обществе, на работе или в личной жизни из-за низкого уровня развития коммуникативных навыков.
Они попросту не умеют донести до окружающих информацию так, чтобы она была воспринята нужным образом. В этом случае говорят о низком уровне коммуникативных способностей.
Если же человек всегда находит подход к собеседнику или аудитории, умеет приспособиться к предлагаемой ситуации и легко оказывает влияние, то в его случае коммуникативные способности развиты высоко.
Данные черты характера во многом заложены от природы, но существенное значение имеет влияние близких людей и среды.
Чем больше родители посвящают времени общению с ребенком и прививанию ему навыков взаимодействия с окружающими, тем легче в дальнейшем ему устанавливать межличностные и деловые контакты.
Также значительную роль играет работа над собой, поскольку навыки общения можно вырабатывать опытным путем. Помогает чтение специальной литературы, самоконтроль, консультации со специалистами, участие в тренингах.
Коммуникативные способности включают следующие компоненты:
- Информационный. Способность привлечь внимание оппонента, заинтересовать его темой обсуждения, а также — обладание навыками вербального, невербального общения.
- Аффективный. Умение распознать эмоциональное состояние собеседника и грамотно подстроиться под него, проявляя при необходимости понимание, участие, сочувствие.
- Регуляционный. Способность принимать поддержку и ее проявлять. Это позволяет наиболее продуктивно взаимодействовать с людьми, снижая до минимума вероятность возникновения конфликтов.
Это интересно: Эффекты и проблемы точности межличностного восприятия
Виды общения
По иерархии, которая существует между сторонами взаимодействия, коммуникации делятся на три вида:
- Горизонтальные. Это общение двух равных оппонентов, которые обмениваются информацией с целью организации эффективной совместной деятельности.
- Вертикальные. Общение происходит между субъектами, стоящими на разных уровнях иерархии.
В межличностных отношениях это взаимодействие между родителем, имеющим авторитет, и ребенком. В профессиональной среде это распоряжения, приказы и рекомендации обладающего властью руководства к своим подчиненным.
- Диагональные. Перекрестное взаимодействие между авторитетными личностями и индивидами, занимающими подчиненные позиции.
Также коммуникации классифицируются в зависимости от того, кто выступает в качестве субъектов:
- межличностные (контакт устанавливается между конкретными людьми);
- организационные (обмен информацией между одним индивидом и аудиторией или между разными социальными группами).
По характеру взаимоотношений коммуникации бывают:
- Формальные. В организациях для поддержания иерархии во взаимоотношениях между сотрудниками и руководством, а также для взаимодействия сотрудников друг с другом по деловым вопросам. Все подобное общение строится на правилах, установленных нормативными документами.
- Неформальные. Сплетни, обсуждения, разговоры на общие темы и т.д. Это обычные формы общения людей между собой в повседневной жизни. Отличаются яркой эмоциональной окраской, наличием интереса к теме обсуждения.
Коммуникации разделяются по способу передачи информации: вербальные (устная и письменная речь), невербальные (жесты, мимика, тембр голоса и т.д.).
Потребности участников также определяют вид взаимодействия:
- получение информации;
- передача информации;
- удовлетворение эмоциональной потребности;
- согласование действий.
Массовая коммуникация
Под массовой коммуникацией понимается процесс формирования массового сознания при помощи соответствующих средств.
К средствам массовой коммуникации относятся популярные средства передачи информации:
- печать (газеты, журналы);
- радио;
- телевидение;
- интернет.
Массовая коммуникация осуществляется при помощи формирования определенных текстовых или звуковых сообщений, которые транслируются обществу. В итоге происходит целенаправленное воздействие на массовое сознание, которое позволяет управлять общественными процессами, настроениями людей.
Любая информация содержит в себе определенные ценности, установки и взгляды, которые невольно перенимаются людьми, восприимчивыми к поступающим сведениям.
Типичный пример — моментальное распространение в подростковой среде различных модных тенденций и увлечений, демонстрируемых в интернете. Восприимчивая подростковая психика реагирует на образы, которые навязываются через электронные средства передачи данных.
Поскольку эти образы создаются специалистами, прекрасно разбирающимися в методах и способах воздействия на выбранную аудиторию, сила их воздействия оказывается значительной.
Массовая коммуникация является неотъемлемой частью современного общества.
Она активно применяется в сфере политики, экономики, культуры.
Нередко она становится не только способом передачи информации в массы, но и серьезной проблемой, которая наносит ущерб обществу.
Основные феномены массовой коммуникации:
- формирование ценностных установок у участников взаимодействия;
- идентификация индивидов с теми нормами и тенденциями, которые им транслируются средствами связи;
- высокая степень убеждающего воздействия на аудиторию;
- формирование основных направлений общественного сознания;
- реализация феноменов подражания, диффузии;
- воздействие на мышление, поведение социальных групп.
Таким образом, коммуникация является процессом обмена информацией между субъектами взаимодействия.
Чем выше развиты у человека навыки подобного общения, чем легче ему добиться успеха в обществе.
Понятие коммуникации: