Понятие нравственности постоянно находится на слуху и является мерилом уровня развития современного человека.
Благодаря правильным нравственным ориентирам людям удается успешно существовать в условиях социума.
Как стать добрее и терпимее к людям? Узнайте об этом из нашей статьи.
Оглавление
Определение в психологии
Нравственность — это индивидуальный для каждого отдельно взятого индивида свод правил и набор идеалов, которые в совокупности формируют моральное качество человека.
Эти правила влияют на выбор человека, его поведение и отношение к окружающему миру.
Нравственность рассматривают в связке с понятиями об этике и морали.
Ориентир, позиция, принципы
Нравственный ориентир — это цели и запреты (существующие в сознании) которые человек использует как образец для построения линии поведения.
Т.е. нравственный ориентир представляет собой четкие рамки, за границы которых человек не позволяет себе выходить.
Нравственная позиция — это оценка норм общественного поведения и их соблюдения. Эту оценку человек пропускает через внутренний «фильтр», осознавая ее и принимая в качестве ориентира для собственных поступков. Нравственная позиция включает в себя:
- поведенческие мотивы;
- саморегуляцию и контроль собственных действий;
- совестливость;
- чувство человеческого достоинства (с позиции человека, избравшего для себя определенную нравственную позицию).
Нравственные принципы — это каркас, на котором строятся социальные и межличностные отношения.
При этом справедливо утверждать, что нравственные принципы универсальны, поддерживают общественные устои через сторонний механизм влияния (общественное одобрение или порицание моделей поведения), могут быть выражены в моральных нормах.
Качества человека: список
Нравственность и мораль пересекаются, образуя единую систему качеств. К этой категории можно отнести нравственный блок:
- любовь к людям;
- уважение к окружающим;
- преданность (верность);
- бескорыстное начало (мотивация к действию, обусловленная благими намерениями, а не потенциальной выгодой);
- духовность (соединение нравственности и религиозности).
И моральный блок:
- чувство долга;
- ответственность;
- честь;
- совесть;
- стремление к справедливости;
- достоинство.
Помимо положительных нравственно моральных качеств есть и отрицательные: злость, зависть, лживость и т.д.
Если уровень нравственности в обществе низкий, со временем отрицательные поступки и качества становятся для общества приемлемыми и предпочтительными, а затем внушаются молодым поколениям как действующая норма.
Подмена понятий происходит очень быстро и отследить динамику можно даже на примере детей и их родителей.
Положительное нравственное качество признается таковым на уровне целых сообществ. И такие универсальные качества выступают гарантом того, что их обладатель будет идентифицирован как человек нравственный и воспитанный.
Наиболее высоко в современном обществе ценятся ответственность, гуманность, открытость, искренность, дисциплинированность, верность, коллективизм, тактичность, трудолюбие, усердие, чистоплотность.
Высокие нравственные качества — это те качества, которые находятся в «положительном» полюсе в данном обществе/культуре.
Но в некоторых случаях «высокими» нарекают те качества, которые продиктованы не столько необходимостью успешно интегрироваться в общество, сколько глубокими и искренними чувствами отдельно взятого индивида. К этой категории относится патриотизм, целомудрие, абсолютный гуманизм.
Примеры чувств
Человек испытывает нравственные чувства в тот момент, когда осознает, насколько его поступки соответствуют или не соответствуют моральным нормам.
И если анализ совершенных действий подтверждает, что требования общества и морали были учтены, индивид испытает положительные чувства.
В случае, если поведение идет в разрез с повсеместно одобряемыми моделями, чувства будут негативными и разрушающими.
Примеры:
- Человек, грубо ответивший пожилому человеку в очереди, осуждает себя и испытывает неприятные чувства. В момент совершения неприглядного поступка герой пошел на поводу у собственной раздражительности.
Но при этом человек считает уважение к старшим обязательным пунктом в системе нравственных ориентиров.
- Путешественник, возвращаясь на родину, осознает глубину своего патриотизма. В этот момент он испытывает положительные чувства, которые приобретает форму гордости за земляков, любви к родной земле и уважения к стране.
- Девушка дожидается любимого парня из армии. Понимая, что ее поведение соответствует высшим нравственным ориентирам (верность и преданность), героиня испытывает положительные эмоции.
Поведение
Поведение становится нравственным в том случае, когда индивид привязывает его к сложившейся системе нравственных ценностей и пытается подвести свои поступки к положительным ориентирам.
Ключевой элемент нравственного поведения — поступок.
Поступок в свою очередь заключается в действии и может получить положительную или отрицательную оценку членов общества.
Воздержание от любых действий в момент, когда нравственность требует от человека активности, тоже можно расценивать как поступок.
Нравственное поведение сложно оценить объективно, но окружающие всегда пропускают чужие поступки через «фильтр-факторы»:
- мотивы (если к неприглядному результату человека привел благородный мотив, градус негодования общества снизится);
- результат поступка;
- объективная реальность (обстоятельства, в которых был совершен поступок);
- средства достижения поставленной задачи (человек может использовать «запрещенные приемы» на пути к благой цели, что серьезно омрачит его нравственный облик).
Нравственное поведение — это всегда попытка найти баланс между установленными обществом ограничениями (рамками) и собственной свободой (творческим выбором).
Какие бывают нормы?
Нравственные нормы можно представить в виде шкалы с двумя полюсами, на одном из которых отображены поощряемые модели поведения, а на другой порицаемые.
Нравственные нормы можно поделить на два типа: о допустимом и недопустимом (о добре и зле).
Понятия противоположные и взаимоисключающие, а значит, каждая норма имеет свой антипод.
Это вынуждает человека занимать устойчивую позицию, так как сохранить нейтралитет в условиях полярности невозможно (если только бездействие не является осознанным выбором человека, готового к осуждению со стороны окружающих).
Что является показателем нравственной зрелости личности?
Личность может быть признана нравственно зрелой только в случае успешной социализации. Т.е. зрелый человек должен усвоить нормы, принятые в обществе, и руководствоваться ими при совершении поступков и принятии решений.
Но желание приблизиться к идеалам при этом продиктовано не страхом перед осуждением общества, а осознанием ценности, правильности и оправданности такого поведения.
Релятивизм — что это такое?
Нравственный релятивизм — это позиция, сторонники которой отрицают возможность существования абсолютного зла или добра.
Согласно моральному (нравственному) релятивизму мораль не привязана к универсальным стандартам.
Этичность поведения — лишь переменная величина, которая меняется в результате смены декораций (культуры, участников действия, нюансов ситуации и т.д.).
Релятивизм можно рассматривать в двух направлениях:
- понятия «добро» и «зло» условны сами по себе;
- общественная мораль условна относительно безусловных стандартов добра и зла.
Кратко о теории развития нравственности
Как формируется мораль у детей? Этим вопросом задавались многие ученые. Но в современном мире широкого признания достигла лишь теория Лоуренса Кольберга.
Кольберг использовал метод дилемм. Он проецировал на детей ситуации, в которых юным участникам эксперимента приходилось делать сложный моральный выбор.
В результате идея о том, что у детей формируется стихийная нравственность, не привязанная к каким-либо цифрам и показателям, была отклонена.
Кольберг выявил три уровня развития морального сознания:
- Возраст от 4 до 10 лет. Этот уровень был назван «доморальным». В период от четырех до десяти лет ребенок во главу угла ставит собственную выгоду и безопасность. На первой стадии развития он стремится получить одобрения для того, чтобы уйти от наказания. А правильную тактику поведения легко выстроить с помощью подсказок (общественных норм). На второй стадии ребенок уже ориентирован на потенциальное вознаграждение за хорошее поведение. Малыш думает не о наказании, а о выгоде.
- Возраст от 10 до 13 лет. Уровень назван конвенциональным. В этот период ребенок уже начинает осознавать принятые обществом правила и ценности. На первой стадии мерилом нравственного успеха выступают люди из близкого окружения. Стыд и нежелание разочаровать авторитетных людей подталкивает к соблюдению правил. На второй стадии ребенок уже понимает причины, по которым были введены ограничения. Он также видит в них способ отстоять и защитить собственные права.
- Возраст после 13-ти лет. Подросток создает свою систему нравственных ценностей, корректируя принятый обществом шаблон. На первой стадии большое количество внимания уделяется тем нормам, которые помогают выживать и сохранять спокойствие в социуме. На второй стадии человек уже имеет устойчивые нравственные принципы, которых придерживается вопреки внешнему влиянию и обстоятельствам.
При необходимости личность сможет дать отпор и вынести неодобрение толпы, если поведение толпы кажется несправедливым.

Проблема безнравственности
Почему происходит падение нравственности? Все процессы в социуме цикличны.
Поэтому рано или поздно нравственность переходит в состояние упадка.
Из-за повсеместной трансляции и пропаганды безнравственных личностей, люди идут на поводу у этой пропаганды.
Вырисовывается образ успешного человека, наплевавшего на мораль и общественные устои, следующего за мечтой и разрушающего стереотипы. Все это окутано ареалом некой романтики, привлекающей молодое поколение.
Но умы, легко поддающиеся чужому влиянию, не способны оценить масштаб катастрофы. Отказ от нравственных ценностей — это прямая дорога к анархии и беззаконию.
Ведь безнравственное общество — это общество, каждый член которого руководствуется собственным эгоизмом и комфортом, не испытывая угрызений совести в момент причинения вреда ближнему.
Это неизбежно связано с размытием границы между добром и злом в глобальном плане. Произойдет постепенное разрушение любых абсолютных устоев.
Очень важно воспитывать в детях высокие моральные качества, чтобы подарить подрастающему поколению возможность прожить жизнь осознанно. Тогда люди будут мирно сосуществовать не потому, что их к этому принудили, а по собственному желанию.
Зачем нужна нравственность: