Познание — один из базовых инструментов человека в повседневной жизни при контакте с окружающим миром.
Оно делится на чувственное и рациональное. В статье рассматриваются их отличие, а акцент делается на объяснении рациональных форм познания и применяемых в нем методов.
О функциях воссоздающего воображения читайте здесь.
Оглавление
Понятие и характеристика
Познание — процесс получения информации из окружающего мира, ее анализ и интерпретация.
В психологии выделяют два основных способа познания: чувственное и рациональное.
Рациональное познание — это такой процесс познавания внешнего мира, при котором человек рассуждает объективно, пользуясь логическими рассуждениями и доводами. Наивысшую точку развития оно приобрело в науке.
Формы рационального познания и их описание
Какие формы познания составляют рациональную ступень? Формы рационального познания классифицируются на простые и сложные.
Разница в количестве прилагаемых мозгом усилий для поиска, обработки информации, а впоследствии — формировании выводов, законов и правил.
В пять главных форм входят:
Понятие
Под ним понимается совокупность свойств и признаков какого-либо явления или объекта.
Тождественные синонимы — слово, термин.
Понятия используются в устной и письменной речи, составляя основу языка в виде существительных и прилагательных.
Цель — обобщить группу предметов со схожими свойствами. Примеры понятий: «стол», «гипербола», «ускорение», «мышление», «памятник».
Суждение
Оно же — утверждение. Является совокупностью понятий, объединеных общей мыслью, идеей.
Несмотря на то, что оно является формой рационального познания, суждение может быть субъективным в силу различной интерпретации одних и тех же событий разными людьми.
Поэтому в суждении можно выделить две группы: научно-естественные и бытовые.
Пример научных суждений: «Площадь квадрата равна длине одной из сторон, умноженной на четыре», «Два атома водорода и один атом кислорода составляют молекулу воды». Данные суждения неоспоримы.
С бытовым уровнем иначе.
Например, человек в детстве отравился хурмой — родилось суждение «хурма — отвратительна».
А его близкий друг спокойно употребляет ее в пищу.
В подобных суждениях нередко определяющую роль играет личный опыт, субъективное (индивидуальное) восприятие действительности.
О закономерностях и свойствах внимания вы можете узнать из нашей статьи.
Умозаключение
Основывается на логическом подытоживании ряда суждений. Это формирование принципиально новой информации для индивида, когда он получает данные практическим опытом или на основе теории.
Ряд суждений преобразуется в умозаключение и в будущем может перейти в категорию убеждений человека.
Умозаключение — наивысший уровень мыслительной активности в плоскости рационального познания.
Но при этом оно должно основываться на истинных, объективных данных. Если хоть какая-нибудь порция информации ложная — вывод получится оторванным от реальности.
Например, Славе сказали, что Вася — безответственный человек, который не выполняет обещаний, не держит слово. Спустя время Слава услышал схожее мнение от другого знакомого.
Исходя из отзывов этих людей, информации, предоставленной ими, Слава приходит к умозаключению и сам начинает считать Васю «треплом».
Но вывод может не соответствовать реальности, поскольку лично с Васей он не общался и не мог эмпирическим путем проверить вес его слова.
Возможно, один из сплетников оклеветал Василия из-за зависти, или тот не сдержал общения, но только однажды. При этом в целом, оставаясь ответственным человеком.
Итог один — для объективных умозаключений необходимо критически воспринимать информацию и собирать как можно больше фактов из различных источников.
Опасность ложных умозаключений в том, что они, трансформировавшись в убеждения и став частью общего мировоззрения, могут доставить индивиду проблемы.
В конкретном примере — стать сложностью, препятствием для нормальной коммуникации с Василием из-за уже сформированного, предвзятого отношения Славы.
Гипотеза
Основывается на предположении и предполагает ошибочность утверждений.
Если умозаключение — твердое, и редко в дальнейшем видоизменяется, то гипотеза является одним из возможных вариантов, взглядов на реальность.
Собирается набор фактов и ставится под сомнение.
Затем ищут пути доказательства гипотезы, либо ее опровержения. Чаще всего гипотезы проверяют на практике, получая измеримый результат.
Теория
Когда гипотеза доказана, когда известна ее точность и проведена проверка в реальной плоскости, она превращается в теорию.
В дальнейшем теория используется для решения стереотипных проблем, сохраняя время, которое могло быть потрачено на получение данных человеком при самостоятельном изучении.
Это интересно: Как пользоваться квадратом Декарта для принятия решений?
Способы
Под способом понимается конкретный набор действий, необходимый для проверки гипотез и формирования новых теоретических знаний. Способы исследования объектов делятся на теоретические и практические (эмпирические).
Список теоретических способов познания:
- Дедукция. Метод, при котором умозаключение строится от общего к частному. Основывается на том, что схожие по классификации явления или предметы имеют общие признаки и могут быть уравнены при описании.
- Индукция. Противоположный по схеме метод. Выявляются черты одного предмета, и экстраполируется на весь класс, к которому он принадлежит.
- Классификация. Сортировка данных по отличительным от других объектов признакам.
- Анализ. Прием мышления, суть которого — разбить объект на составляющие части и рассмотреть свойства каждой в отдельности.
- Синтез. Обратный анализу метод. Предполагает соединение отдельных свойств в единый объект.
- Абстрагирование. Процесс, в котором выделяют только интересующие свойства для изучения, опустив другие.
- Формализация. Представление данных в символьном виде (текст, изображения, видеоряд).
- Аналогия. Метод, при котором в нескольких объектах обнаруживают схожие характеристики, что позволяет сделать вывод о принадлежности объектов к одному классу.
- Моделирование. Прием, суть которого — в работе с искусственной копией изучаемого объекта. Применяется при невозможности проверить теорию на практике, либо когда реальный эксперимент опасен, затратен финансово или требует больших временных отрезков на проведение и формулирование выводов.
- Идеализация. Метод, при котором исследователь выделяет определенное свойство объекта, без которого само существование объекта невозможно. Затем проводится эксперимент, при котором условия существования ключевого свойства уменьшают — и смотрят на изменяющееся поведение объекта.
Пользуясь исключительно теоретическими методами, невозможно создать целостную картину, объективно отражающую действительность.
Можно получить своеобразную абстрактную модель, которая в реальной плоскости может оказаться неработающей, ложной.
Список эмпирических способов познания:
- Ощущение. Восприятие. Представление. Группа чувственных методов, применяющихся вместе с рациональными способами. Ощущение — отражение сигналов, поступающих в мог при контакте с изучаемым объектом, реализуется через основные органы чувств. Восприятие — формирование целостного суждения об объекте, отношение к нему. Представление — мысленное воображение объекта, с которым приходилось сталкиваться ранее.
- Наблюдение. Осуществляется в естественных условиях, без вмешательства экспериментатора. Используется для выявления стандартного поведения наблюдаемого объекта или явления.
- Эксперимент. В отличие от предыдущего способа, осуществляется в специально созданных условиях. Применяется для познания новых вариаций поведения объекта, отличных от натуральных условий.
- Измерение. Проводится с помощью системы мер и оценок, приборов измерений. Например, длина — сантиметры/линейка, температура — градусы/термометр, скорость — километры в час/спидометр.
- Сравнение. Сопоставление характеристик одного предмета/явления с другим (как схожим по свойствам, так и резко отличающимся). Может быть направлено на определения качественного различия между объектами, либо, напротив — на поиск общих черт и закономерностей.
В чистом виде, эмпирические способы в рациональном познании не применяются. Поскольку важны базовые теоретические знания об объекте исследования.
Поэтому наиболее эффективный вариант — совмещение практического опыта с теорией.
Чем отличается от чувственного?
Ключевое отличие рационального познания от чувственного заключается в абстрактности.
Рацио — абстрактно, то есть не зависит от испытываемых человеком переживаний, личных убеждений, текущего настроения.
Мозг может представить образ, картинку понятия, опирающегося на объективную реальность. Дважды два всегда равно четырем, а расстояние высчитывается по скорости, умноженной на время.
Чувственное познание идет от основных органов восприятия человека:
- глаза (зрение);
- слуховой аппарат (звук);
- язык и прочие рецепторы (вкус);
- нос (запах);
- кожа (температура, твердость предметов и т.п.).
Поэтому данный вид познания ограничен, поскольку не может охватить всех явлений окружающего мира. Невозможно понюхать или попробовать на вкус параболу или третий закон Ньютона.
Чувственное восприятие чаще всего используется в повседневной бытовой жизни и позволяет ориентироваться в пространстве. Оно развивалось в течение всей жизни человечества и определяло нашу выживаемость как вида, являясь ключевым.
Впоследствии человек стал эволюционировать, был придуман язык, что дало мощный толчок росту и совершенствованию логического, абстрактного мышления. Иными словами — рационального познания.
Для наиболее эффективного уровня получения информации — лучше всего комбинировать чувственное и рациональное познания. Их совокупность способна сформировать достоверные, соответствующие действительности данные.
Чем отличаются эмоции человека от его чувств? Ответ узнайте прямо сейчас.
Рациональное познание — лекция: