В статье рассматривается понятие речи с точки зрения психологии.
Она раскрывается как психический процесс, подробно расписаны его свойства, виды, функции и роль в коммуникации.
Какие бывают средства общения в психологии? Узнайте об этом из нашей статьи.
Что это такое: определение
Речь — самостоятельная деятельность, заключающаяся в последовательном логичном произношении звуков (если устная) или записи символов (если письменная) в коммуникации.
С ее помощью происходит коммуникация, взаимодействие людей друг с другом.
Также она является средством передачи информации, выражения собственных мыслей и чувственных переживаний.
к содержанию ↑Понятие о языке и речи в психологии: кратко
На первый взгляд, оба термина похожи, синонимичны. Но речь — целенаправленный процесс, который задействует язык в коммуникации.
Речь — приобретенный навык, который остается с человеком вне зависимости от языка, на котором он разговаривает.
Это способность выражать мысли, чувства, эмоции, логические доводы, а язык — это инструмент выражения, передачи информации.
Без языка речь невозможна. В то время как язык способен развиваться и эволюционировать самостоятельно до тех пор, пока на нем говорят.
Например, если человек воспитывался в стае диких животных и его речь не развита, язык все равно существует — на нем говорят другие люди.
к содержанию ↑Физиологические основы
Почему человек способен говорить членораздельно и понятийно, а животные — нет?
У человека, в сравнении с животными, в процессе эволюции предпосылками к формированию речи стали более подвижные губы и язык (как орган).
Полость рта увеличивалась, что позволило произносить множество звуков, обладающих уникальной тональностью, разница в которых уловима на слух.
Также у человек хорошо развита слуховая зона, которая позволяет понимать произносимые слова.
Ушная зона больше сама по себе (в сравнении с ближайшими к человеку животными — обезьянами), плюс в ней сосредоточены речевые центры. Они отвечают за четкое и острое восприятие звуков.
к содержанию ↑Речь как высшая психическая функция
Благодаря речи, человек может усваивать информацию из внешних источников. Она является одним из главных психических процессов, поскольку позволяет активно выстраивать коммуникацию между людьми. С ее помощью реализуются:
- Общение с окружающими людьми в повседневной жизни.
- Воспитание. Перенятие существующих в обществе правил и законов. Способность учится у других людей морали, вырабатывать личностные ценности.
- Познание. Возможность изучить историю планеты, понять устройство мира через естественные науки (биология, физика, химия).
- Передача информации и накопленного опыта через века. Возможность зафиксировать знания с помощью речи на физических носителях (бумага, аудио, видео).
Виды
Основные виды речи в психологии подразделяют на три группы: устная (диалог и монолог), внутренняя и письменная:
- Устная. Подразделяется на монологическую и диалогическую. Монолог ведется в формате публичного выступления перед большой аудиторией или длинная долгая речь в неформальной компании. Диалог предполагает наличие как минимум одного собеседника.
Происходит прямой вербальный контакт — обмен сообщениями, а также анализ сказанного друг другом.
- Внутренняя. Произносится в голове человека. Бывает непосредственной (когда человек что-то обдумывает, разговаривает сам с собой) и осознанно проговариваемой — например, при чтении.
- Письменная. Фиксируется на физическом носителе (бумага, папирус и т.д.). имеет свои особенности. Позволяет обдумать высказывание, точнее выразить мысль с помощью эпитетов, знаков препинания. Направлена на большой круг людей, поскольку прочитать написанное может бесчисленное число людей. В свою очередь, письменную речь можно разделить на два процесса — написание и чтение.
Функции
Выделяют следующие психологические функции речи:
- Понятийная функция. Заключается в формировании понятий, определений. Совокупность звуков соединяется в слово, которое характеризует явление, предмет или процесс.
Понятийная речь — одно из главных отличий человека от животных.
- Обобщающая функция. Если понятийная отвечает за название предметов, то обобщающая — за способность слова выражать несколько значений. Например, лук — один набор звуков и символов, но два обозначения — растение и оружие.
- Коммуникативная функция. Заключается в обмене информацией между людьми, позволяет людям общаться, распространять данные, договариваться.
Свойства
В психологии выделяют 4 ключевых свойства речи:
- Содержательность. Чем больше фактов, соответствующих действительности, чем больше конкретики и глубины в излагающейся информации, тем больше ее содержательность. Если же ничего полезного в данных нет, то такая речь называется пустой, поверхностной. В народе — треп, болтовня. Иногда информационное сообщение разбавляется словами паразитами, лишними выразительными оборотами, пространными заявлениями и отклонения от темы — содержит «воду». В таком случае речь — средней содержательности. На данное свойство влияет словарный запас и компетентность говорящего в теме сообщения. Чем большим количеством слов оперирует человек, тем точнее он может выразить мысль.
Наиболее полезную информацию по вопросу может дать профессионал, который подкован теоретически и опробовал знания на практике.
- Понятийность. Если понятийность как функция дает представление о предмете, то понятийность как свойство — умение донести до собеседника информацию. Говорить на понятном ему языке. Чем больше знания человека в определенной сфере, тем выше понятийность сказанного. Например, у программисты знают специфическую терминологию, а люди непрофессиональные — нет. Для рядового обывателя жаргон программиста будет менее понятийной, поскольку знаний не хватает.
Даже если программист будет излагать мысли ясно, последовательно и содержательно — коммуникация не сможет быть полностью успешной. Затрудняет понятийность и разное значение слов у разных людей. Для того же программиста «чайник» — мало понимающий в компьютерах пользователь, а для простого человека — прибор для нагревания воды.
- Выразительность. Определяется насыщенностью, эмоциональной окраской и умением человека расставлять акценты в предложении, выделять интонацией важные слова. Еще один параметр выразительности — отточенная дикция, когда слова проговариваются четко и понятно.
Выразительность особенно ярко проявляется в диалоге.
Например, информационное сообщение «ФК Спартак разгромил питерский Зенит» передает суть события, но в устной речи может добавиться отношение человека к факту. Он может произнести новость с радостью или с грустью (если болел за «Зенит»). Сделать повествование насыщеннее можно несколькими способами: увеличение словарного запаса, использованием метафор, отсылок, иронии.
- Воздейственность. Степень влияние сказанного на слушателя. Задача речи заключается не только в отправке информации, но и в манипуляции поведением собеседника: убеждении, провокации, давлении. Чем большее влияние на человека оказывает речь, тем выше ее воздейственность. На свойство влияет умение убеждать, аргументировать свою позицию, преподносить информацию на понятном языке, говорить искренне.
Развитие
Речь — свойство приобретенное. И ее развитие возможно только в условиях социума.
Известны случаи, когда дети оказывались вне человеческого общества и воспитывались животными. После, даже попав к людям, они не могли научиться говорить.
Становление заканчивается в 5-6 лет. Освоение ребенком речи происходит через умение правильно произносить слова и звуки, необходимым словарным запасом, способностью вести диалог с окружающими и выстраивать последовательный монолог.
Развитие грамотной речи зависит от родителей. Для улучшения процесса обучения рекомендуется прививать ребенку любовь к чтению и регулярно беседовать с ним, с целью закрепить коммуникативные навыки.
к содержанию ↑Взаимосвязь с мышлением
Между этими двумя понятиями — тесная взаимосвязь.
Без речи мышление невозможно.
Любая мысль, возникающая в голове человека, является словом или набором слов.
Образы окружающих предметов закрепляются в сознании на том языке, на котором говорит человек (что для русского — «стол», то для американца «table»).
Мышление происходит на языке, благодаря внутренней речи.
Чем тщательнее человек продумывает информационное сообщение, тем выразительнее оно звучит на языке (добавляются эпитеты, а также слова, наилучшим образом раскрывающие суть мысли).
Речь — сложный психологический процесс, играющий одну из самых важных ролей в повседневной жизни. Благодаря ей возможна кооперация людей и возможность сохранять приобретенный опыт и знания в символьном виде.
Понятие и функции речи в психологии: