Формирование и развитие личности проходит ряд закономерных стадий. Личностный рост и саморазвитие как активный процесс являются необходимыми этапами гармонично развитой личности.
В этом пути существует ряд факторов, способных направить это развитие в том или ином направлении, а также наследственных и генетических возможностей для реализации.
Каковы цели и задачи тренинга личностного роста? Узнайте об этом из нашей статьи.
Оглавление
Если вам нужен совет или психологическая помощь, обратитесь к психологу. Первая 20-минутная ознакомительная консультация бесплатно! Будем рады вам помочь! Анонимность гарантируем. Реклама. ООО «ПСИЧАТ». ИНН 2222897459. Erid 2VtzqwtTovj
Что такое развитие личности и личностный рост: определение
Развитие личности представляет собой процесс закономерной смены личностных характеристик и повышение адаптивных свойств личности.
При этом личностный рост наблюдается на всех этапах этого развития: от инфантильной до зрелой личности, и не заканчивается даже тогда, когда психологическая составляющая человека пришла в своему логическому завершению эволюционных изменений.
Каждая личность обладает определенным исходным набором предрасположенностей и задатков. Это наследственный багаж генетики, а также духа семейных и этнических традиций.
По мере взросления человека его познания о мире и опыт в нем расширяются, для выживания и сохранения своей индивидуальности он начинает меняться. Некоторые возрастные особенности психики как юношеский максимализм, неприятие правил сглаживаются и "отмирают".
Развитие личности в онтогенезе можно сравнить и с самим физиологическим развитием человека. И это неслучайно, ведь от зрелости нервной системы также зависит зрелость личностных качеств человека.
В норме оба эти пути идут параллельно, взаимно дополняя друг друга. В финале этого процесса образуется зрелый человек, адаптированный к окружающему миру.
Однако условия всегда подвержены изменению, и у любого человека есть какие-либо стремления и цели, поэтому личностный рост на этом не заканчивается: личность продолжает совершенствовать приобретенные характеристики.
Психология
Процесс самосовершенствования требует огромных усилий от человека. Поэтому прийти к этому шагу можно только осознанно.
Под давлением обстоятельств и мнения общества в человеке происходят такие изменения, которые позволяют ему комфортно находиться среди этих людей в этих условиях.
Однако когда он понимает сам, что ему нужно что-то изменить в себе, начинается путь саморазвития личности. Этот процесс гораздо более сложен, чем нормальное "взросление" психики, поскольку тут не выделяется никаких этапов или критериев.
Саморазвитие включает в себя:
- профессиональное совершенствование;
- развитие каких-либо положительных качеств (терпение, доброта, сила воли);
- улучшение отношений с окружающими людьми;
- построение новых отношений, знакомства;
- нахождение и развитие интересов и увлечений;
- расширение познаний о мире.
Человек стремится улучшить свое понимание обстановки вокруг себя и в мире в целом.
Сподвигать на такие изменения могут различные причины, однако все они характеризуются наличием собственного выбора личности.
На определенном этапе сомнений и выработки решений какой-либо проблемы перед личностью встает вопрос — решиться на самоизменение или же продолжать пребывать в таком состоянии. Первый выбор требует большой самоотдачи и смелости, поэтому такие люди имеют сильный характер или стремятся к этому.
Это интересно: Как человеку найти хорошее дело по душе?
Источники
В качестве источников для своего развития личность может использовать практически все в своем окружении.
При этом все источники можно разделить на две большие группы: внешние, то есть окружающую обстановку, и внутренние — обусловленные собственными характеристиками личности.
К внешним относится:
- Социум — семья, рабочий коллектив, друзья, случайные люди в жизни человека.
- Политическая обстановка — кризисы или период благоденствия в стране влияют на уровень стресса в жизни каждого человека.
- Экологическая обстановка: фактор, который люди пытаются изменить, осознавая взаимное влияние его на них, что сподвигает к изменению образа жизни.
- Рабочие и профессиональные отношения — складывают в личности мотивации и стремления, а также трудности по их реализации.
- Бытовые условия — формируют определенный источник проблем, которые человек вынужден решать параллельно с остальными, что влияет на его становление как самостоятельного индивида.
- Образование и возможность его получить.
- Культурный уровень и шанс его повысить в месте проживания личности.
- Путешествия.
Все внешние факторы создают среду вокруг человека, в пределах которой он может меняться, и которая меняет его самого.
Также существует ряд внутренних источников:
- наследственность;
- темперамент, характер человека;
- уровень интеллектуального развития;
- культурный уровень;
- направленность личности;
- семейное положение;
- профессиональная или образовательная деятельность;
- социальная роль.
Внутренние источники закладываются в семье и подвергаются изменению в течение всей жизни.
Они отличаются большей динамичностью и пластичностью, чем внешние источники, формируя в человеке его внутренний стержень и опору в психологическом отношении.
Внутренние факторы оказывают не только мотивирующее и развивающее влияние, но также и являются источниками сил и вдохновения для роста личности.
Процесс формирования
Личностный рост человека начинается с самого рождения с того момента, как он начинает активно познавать внутренний мир. В период детства и юности происходит наиболее бурное развитие индивидуальных характеристик, которые в то же время сильно подвержены внешнему влиянию.
Становление индивидуальности окончательно происходит в подростковом периоде, когда человек начинает осознавать свою социальную роль, вступает в новые отношения и видит неизбежность перемен для выполнения своей роли в этих отношениях.
Формирование зрелости личности продолжается по мере увеличения нагрузки на жизнь человека в виде обязанностей и ответственностей. Умение с ним справиться и не потерять индивидуальность под давлением обстоятельств характеризует финальную точку личностного роста.
Развитие личностных качеств происходит по определенному механизму: отрицания этой необходимости — "воспринимайте меня таким какой я есть" до принятия жизненно важной необходимости перемен в себе — "я должен развиваться, чтобы достичь что-либо".
Этапы, стадии и фазы развития
Выделяют несколько классификаций этапов развития личности: стадии развития личности по Фрейду и этапы развития по эпигенетической теории развития личности Эрика Эриксона.
По Фрейду выделяются следующие стадии развития:
- Оральная: от 0 до полутора лет, в этот период человек активно взаимодействует с матерью, к концу стадии начинает отделяться от нее.
- Анальная: от полутора до трех лет, ребенок приучается к туалету и самоконтролю.
- Фаллическая: от трех до шести лет, человек идентифицирует свой пол.
- Латентная: от шести до двенадцати лет,происходит активная социализация ребенка.
- Генитальная: подростковый период, в течение которого происходит окончательное становление роди индивида в обществе.При этом ведущим фактором развития личности является сексуальное взросление и самоидентификация. Большую роль в личностном росте играют биологические характеристики, которые человек пытается интегрировать в обществе.
Классификация по Эриксону включает восемь этапов психосоциального развития личности, которые соотносятся с этапами Фрейда. Классификация по Э. Эриксону представлена в таблице.
Этап | Установка | По Фрейду |
Мледанчество | Базальное доверие или недоверие | Оральная стадия |
Раннее детство | Самостоятельность, сомнение, стыд | Анальная стадия |
Возраст игры | Инициативность, чувство вины | Фаллическая стадия |
Школьный возраст | Трудолюбие, самореализация | Латентная стадия |
Юность | Идентичность и смешение ролей | Генитальная стадия |
Молодость | Близость или социальная изоляция | |
Зрелость | Продуктивность или инертность | |
Старость | Ценность или отчаяние |
Эпигенетическая теория развития личности пользуется популярностью и в настоящее время.
Также выделяют следующую классификацию:
- Этап первобытного человека: личность руководствуется инстинктами.
- Уровень обывателя: восприятие только готовой информации.
- Этап "начальника" — взятие инстинктов и желания под контроль, саморазвитие.
- Этап "блаженного" — принятие социальной ответственности, изменения во благо другим.
- Этап мудреца — развитие критичности мышления, формирование собственных независимых установок.
- Просветление личности: осознание временного непостоянства окружающего мира, принятие ценности настоящего вне погони за будущим.
Такая культурно историческая теория развития личности предполагает отождествление каждого этапа с определенным историческим этапом общественных отношений.
Psyholic.ru - это онлайн ресурс, посвящённый различным аспектам психологии. Здесь вы найдете информацию о множестве тем, связанных с человеческим психологическим состоянием: отношения между полами, взаимоотношения с детьми, взаимодействие в обществе, фобии и мании, стрессы и депрессии, саморазвитие и многое другое.
В многочисленных статьях и обзорах авторы освещают как теоретические аспекты психологии, так и практические советы по решению конкретных проблем.
Одним из основных направлений на сайте psyholic.ru является изучение отношений с противоположным полом. Здесь вы найдете множество статей о том, как понимать и поддерживать партнера, как решать возникающие конфликты и как создавать гармоничные отношения. Эти материалы будут полезны как для тех, кто находится в поиске своей половинки, так и для тех, кто уже находится в отношениях.
Отдельное внимание уделяется вопросам воспитания детей. Авторы сайта делятся советами по воспитанию, рассматривают психологические особенности разного возраста и помогают родителям лучше понимать своих детей. Также на сайте вы найдете материалы о том, как справляться с различными проблемами в общении со школьником и подростком.
Помимо этого psyholic.ru обращает внимание на важность правильного общения в современном обществе. Здесь вы найдете много полезных советов по развитию коммуникативных навыков, по умению распознавать ложь и манипуляции в общении, а также по налаживанию здоровых отношений с окружающими.
Сайт psyholic.ru также поможет вам разобраться с различными фобиями и маниями, которые могут мешать вам жить полноценной жизнью. В статьях авторы разбирают причины возникновения и способы преодоления таких состояний. Также на сайте можно найти информацию о том, как бороться со стрессом и депрессией, как поддерживать свое психологическое равновесие в сложных жизненных ситуациях.
Psyholic.ru также занимается продвижением саморазвития и личностного роста. Здесь вы найдете статьи о том, как развивать личные качества, как ставить перед собой цели и добиваться их, как научиться управлять своим временем и эмоциями. Сайт psyholic.ru - это не просто информационный портал, но и настоящий помощник в психологических вопросах. Здесь вы найдете ответы на множество вопросов, связанных с внутренним миром человека, и получите ценные советы по решению психологических проблем. Погружаясь в материалы сайта, вы сможете лучше понимать себя и окружающих, находить решения сложных ситуаций и развиваться как личность.
Периодизация
Разделение личностного роста на определенные периоды происходила со времен становления психологии как науки. При этом многие ученые предлагали свои варианты классификаций.
Современной является деление по возрасту:
- раннее детство: 1-3 года;
- дошкольный период 3-6 лет;
- школьный возраст 7-12(14);
- юность 12-19 лет;
- молодость 20-25 лет;
- зрелость 26-64 года;
- старость более 65 лет.
Периоды соответствуют возрастному разделению.
Попытки соотнести биологический и психологический возраст принимались многими учеными: Пифагором, А. Гезеллом, П. П. Блонским, С. Холлом.
Однако целостная система так и не была выработана окончательно. Поэтому общепринятой считается периодизация по возрастам.
Уровни
Выделяют несколько классификаций уровней развития. Российские психологи выделяют семь таких уровней:
- Выживание — направлен на сохранение биологической целостности организма, реализация инстинктов.
- Размножение — становление семьи и профессиональной реализации индивида.
- Управление — совершенствование социальной роли, взятие потребностей под контроль.
- Чувственность — развитие способности к сопереживанию и эмоциональному восприятию окружающего мира.
- Совершенствование — творческое направление деятельности, стремление внести какой-либо вклад в сообщество.
- Мудрость — осознание жизненных успехов и неудач, развитие мышления и интеллекта личности.
- Просветление — принятие личности себя, ощущение собственной гармонии.
Направления
Человек может развиваться в личном, то есть духовном направлении и в социальном.
Духовное развитие предполагает совершенствование душевных качеств, особенностей поведения, которые идут во благо человеку и соотносятся с нормами морали и нравственности.
Сюда относит воспитание в себе доброжелательности, скромности, самопожертвования, а также силы воли и характера. К духовному направлению также относят сферу интересов личности.
Расширение кругозора и углубление познаний о мира развивает психику человека и его индивидуальные качества — мышление, критический подход, интеллект.
Также духовное развитие формирует мировоззрение личности и основные психологические установки: политическую позицию, отношение к другим людям, ценности.
Личное развитие реализуется как самим человеком, так и при воздействии общества в коллективах, в период получения образования. Большую роль в этом играют семейные отношения.
Социальное направление характеризуется развитием социальной роли индивида. Каждый человек играет сразу несколько таких ролей:работник, семьянин, друг, коллега.
Во всех этих качествах возможно совершенствование и развитие личности. Сюда относится карьерный рост, создание семьи,рождение детей. Социальное направление тесно связано с духовным и личным, поскольку осуществляется на основании него.
Движущие силы
К основным движущим силам личностно роста относят:
- уровень потребностей человека;
- мотивации и цели личности;
- уровень развития интеллекта и мышления;
- социальная роль личности;
- давление общества;
- физические характеристики;
- наследственность;
- климат в семье и рабочем коллективе;
- успехи ил неудачи окружающих;
- сила воли и темперамент личности.
Эти элементы являются отправными точками личностного роста и толкают человека на изменения.
Группа личностного роста при этом составляет наиболее развитых индивидов и также двигает развитие личности.
Основные механизмы
Рост осуществляется по основному механизму адаптации к условиям вокруг. Индивид пытается сохранить свою уникальность, при этом поддерживая комфортное сосуществование с окружающей обстановкой.
Механизм принятия и отвержения каких-либо качеств помогает этому способу личностного роста. На определенном этапе включаются механизмы отрицания, которые остерегают человека от каких-то изменений или же сохранения текущего состояния.
В финальном этапе развития включаются процессы сохранения настоящего этапа развития и самосохранения.
Условия
Для нормального процесса личностного развития необходимо иметь соответствующие условия.
Первым и одним из самых важных является семья и семейные отношения. В этих условиях начинается развитие личности и до определенного этапа семья является основным фактором влияния.
При этом имеют значение как поощрительные воспитательные меры, так и ограничительные. Не менее важным является образовательный коллектив и сама возможность получения образования.
В этих условиях начинает формироваться социальная роль индивида, и его личность начинает постепенно меняться. Необходимым компонентом роста является наличие трудностей и стрессов.
Эти факторы играют воспитательную и укрепляющую дух роль в росте личности. Без негативных ситуаций и переживаний невозможно гармоничное развитие человека.
Также необходимостью адекватного роста являются некоторые лишения — финансового и духовного характера. В этих условиях человек учится ценить сравнивая.
Для нормального процесса личностного роста необходим баланс положительных, комфортных и негативных, мобилизующих условий.
Общие закономерности личностного роста:
- социальная обусловленность;
- адаптивная направленность;
- реализация наследственного генетического задатка;
- большая роль мотиваций и установок личности;
- динамичность изменений;
- развитие личности в зависимости от окружающих условий;
- отсутствие перемен снижает уровень роста;
- направление развития определяется создавшимися условиями в балансе с личностными качествами (принципы, мировоззрение).
Концепции
Поскольку личность постоянно меняется, а учение об этом развивается, нет возможности выделить какую-то единую концепцию. Существуют:
- Социогенетическая концепция: в развитии личности ведущую роль играет общество, а человек лишь пассивно принимает это влияние на себя.
- Биологизаторская: на личностный рост основное влияние оказывает наследственность и воспитание человека в семье.
- Психоаналитическая: личность постоянно ищет равновесие с окружающей обстановкой, подстраиваясь под нее.
- Концепция черт: изменения реализуются генетикой совместно с условиями среды.
- Биосоциальная концепция: биологические особенности личности находятся во взаимодействии с его социальными ролями и условиями.
Теории
Психоаналитическая теория Фрейда: единство трех структур — Я, Оно и Сверх Я порождает в человеке гармонию и постоянный внутренний конфликт одновременно. Личность балансирует на равновесии и соподчинении этих элементов.
Теория научения или бихевиоризма гласит о ведущей роли образования и научения в личностном росте.
Когнитивная теория развития выделяет процессы познания мира как ведущие факторы и мотиваторы развития. Человек растет вместе с ростом его интеллекта и мышления.
Гуманистические теории развития выделяют стремление сохранить свой и общественный комфорт в равновесии и выделяет альтруизм и самосознание как ведущие механизмы роста личности.
Деятельностная теория Ухтомского и Выготского рассматривает активность и деятельность личности в различных сферах ведущими элементами роста.
Нормы и патологии
В рамках сложности определения понятия нормы развития, трудно выделить конкретные характеристики этого состояния.
Норма означает соответствие внутреннего содержания психики человека внешним условиям и их эффективное взаимодействие.
Оно проявляется в :
- личной гармонии и ощущении счастья;
- социальной реализации;
- профессиональных успехах;
- семейном благополучии;
- материальном благосостоянии.
Нормальная личность развивается соответственно возрасту и успешно преодолевает трудности. Патологией этого процесса является отставание или ускорение в развитии.
При замедлении роста человек не может приспособиться к условиям и не справляется с нагрузками. Пр опережении психика зачастую бывает не вполне готова к изменениям, также не готово и общество принять взрослого не по годам индивида.
Кризисы
Кризисом в этом отношении называется несоответствие внутреннего мира человека и сложившихся условий, в которых он не в состоянии нормально существовать. Кризисы как правило случаются в переходные периоды:
- Кризис новорожденности: переход от материнского организма во внешний мир.
- Кризис первой идентификации: смена семейного коллектива на социальный(школа).
- Подростковый кризис: бурное развитие половой функции, начало встраивания в общество.
- Встреча с взрослой жизнью в 20-25 лет: принятие новых норм и обязанностей.
- Сексуально-половой кризис: необходимость построения семейных отношений.
- Кризис среднего возраста: переоценка прожитых лет.
- Кризис пожилых: страх смерти, неудовлетворение от пережитого.
Проблема
В процессе роста индивида наблюдается постоянное столкновение с различными конфликтами.
Основной проблемой этого процесса является столкновение между личным комфортом и общественными установками.
Отсюда происходят моральные, этические, религиозные и даже политические проблемы. Эти сложности изучаются специалистами смежных дисциплин: психологии, социологии, педагогики. Даже физиологи и анатомы принимают участие в расширении знаний по этому вопросу.
Развитие личности является сложным процессом, который имеет некоторые закономерности и стадии развития. Единых подходов к трактовке этих понятий не выработано.
Все разработанные классификации и системы оценки актуальны и используются при работе с этим процессом.
Гармонично развитая личность наиболее полно адаптирована к окружающему миру, что и является конечной целью личностного роста.
Техники личностного роста: